Архитектура Молдовы, на перекресте византийской и западной.( церковь Св. Троицы в Серете и Св. Николая в Рэдэуц). Молдавский свод
Сложение феодальных румынских государств означало большой шаг вперед и для развития архитектуры. Опираясь на наследие древних времен и опыт, накопленный местными мастерами в период развития феодальных отношений в XII и XIII вв., арх- ра XIV в все же находилась под влиянием Запада— романской и готической - архитектуры Византийской империи и в особенности славянских стран – Болгария, Сербия. Борьба между этими влияниями в Румынии, которая закончилась в пользу Востока точно отражала международное положение Молдавии и Валахии. В то же время обусловила те своеобразные черты, которые приобрела румынская архитектура в следующих этапах своего развития.
Влияние Запада чувствовалось, в свою очередь, в области военной архитектуры. Планировку и элементы, носящие отпечаток архитектуры Запада, мы находим почти во всех руинах крепостей, таких как крепость Лрджеш в Валахии, расположенная на вершине горы над долиной реки Арджеш, в 30 км от главного города Куртя де Арджеш, или знаменитая крепость Нямц и построенная Петром I Мушат (1374—1391 гг.) или укрепленный замок правителей крепости Сучава. Очевидно, под влиянием обмена опытом между местными зодчими и трансильванцами, строившими на территории южных и восточных Карпат готические церкви для католического населения (такие церкви были воздвигнуты в городах Кымпу-Лунг, Куртя де Арджеш, Тырговиште, Бая, Сирет), западноевропейское влияние, от которого Валахия освободилась еще в первой половине XIV в., было более действенным в Молдавии. Здесь не только ранние каменные здания —крепости, замки, церкви — были задуманы в духе, характерном для трансильванского романо-готического стиля, но и позднее, до конца XVI в., молдавская архитектура, в целом весьма единая и оригинальная, продолжала перерабатывать и включать в декоративную обработку свои строек много элементов готического происхождения: наличники окон и дверей, рельефные орнаменты.
Самая древняя каменная церковь, сохранившаяся в Молдавии — собор Николая в городе Рэдэуц, построенный, вероятно, первым независимым воеводой Богданом I (1359—1365 гг.), представляет собой романскую трехнефную базилику, приспособленную к требованиям православного культа путем разделения ее внутри на притвор и собственно церковь.
Рис. Рэдэуц. Церковь Св Николая.
В Молдавии единственным здание целиком сохранившимся от периода начала развития арх-ры под славяно-византийским влиянием, явл церковь Троицы в городе Сирет, выстроенная в виде однонефного триконха с узким притвором, перекрытым куполом, который опирается при помощи парусов на 4 арки на консолях. * Триконх -Конха (от греч. — раковина) — элемент древневизантийской храмовой культуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Епископская церковь в Куртя де Арджеш. План с «афонским» триконхом и обширным притвором триконх.
Церковь Святой Троицы в Сирете считается одной из старейших каменных церквей в Молдове и первой, образующей в плане триконх византийского типа. Церковь несколько уменьшенного масштаба для господарского храма. Она построена из грубого карьерного камня, в форме трехлепесткового креста с куполами. Башня отсутствует. Фасад выполнен из простого или глазурованного кирпича. Снаружи храм украшен полихромными керамическими дисками, крестообразными цветами и кирпичами со слепыми нишами. Церковь не была расписана.
Рис. Сирет.церковь Троицы 14-15 в
Молдавский свод. В основном церкви имеют трехчастное деление: алтарная часть, собственно церковь – наос и притвор. Объединяет их наиболее своеобразная конструктивная особенность –появление молд.сис-мы сводов, т.е купола центральной части церкви поддерживается двумя поясами арок. Подпружные арки, идущие от стен, несут меньший пояс арок, операющихся своими основаниями на их вершины. Это позволяет избежать устройства большого и грузного каменого купола, покоящегося на барабане и создать упругую и облегченную констр.перекрытия. Снаружи конструкции оформлены как одна или нес-ко баз, несущих купол и подчеркивающих легкость барабана, поддерживающего его. О развитости констр-ий перекрытий свидетельствует также встречающийся прием опоры подпружных арок на монолитные консоли, выходящие из стены.
Молдавский свод – строительный элемент церковной православной архитектуры – высокий купол на цилиндрическом барабане или восьмиугольной плите служит как доминанта в пространстве и одновременно как духовно религиозный идентификатор.
1. Boltă bizantină. Biserica Xesariani, sec. XI
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 3372;