Музыкальные и цветовые воздействия
Музыка или, в более широком смысле, звуковые вибрации оказывают мощное влияние на эмоции и душевное состояние. Всем случалось, слушая музыку, испытывать не только психоэмоциональные, но и физические ощущения: входя в резонанс с нашим "я", музыка может вызвать прилив бодрости или расслабление, активизировать или успокаивать, именно поэтому музыкальные воздействия являются древнейшим приемом оптимизации состояния человека. Любая музыка становится прикладной или (синоним) функциональной (Ф-музыкой), если используется не просто для развлечения и удовольствия. Существует два направления Ф-музыки: музыка для здоровья и музыка для работы. Обе имеют многовековую историю и огромное разнообразие.
Функциональная музыка может оказывать следующее действие:
- Смягчать физический дискомфорт, уменьшать болевые ощущения испособствовать выздоровлению при недомоганиях.
- Улучшать настроение, веселить, помогать на время избавиться от неприятных мыслей.
- Повышать работоспособность (на производстве - увеличивать производительность труда), прогонять сонливость, прежде всего при монотонии (своеобразном состоянии «ложного» утомления, возникающем при чрезмерно однообразной стимуляции органов чувств).
- Снижать нервное напряжение, в том числе во время работы, помогать успокоиться или заснуть.
- Помогать «выплеснуть» накопившиеся переживания, эмоции.
- Воодушевлять на дело, «звать на бой», вызывать массовый энтузиазм и другие подобные состояния, вплоть до «боевого транса», которого всегда стремились достичь в древних воинских ритуалах.
- Сплачивать, объединять коллектив людей, улучшать их взаимоотношения.
Музыка для работы
Считается нецелесообразным прослушивание музыки на протяжении всего рабочего дня, так как ее длительное воздействие само по себе может вызвать повышенное эмоциональное возбуждение. Поэтому более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых зависит от степени монотонности работы: при очень монотонной работе Ф-музыка может звучать непрерывно 30 - 45 минут подряд, а при труде относительно разнообразном достаточно 10-15 минут. Интервалы между сеансами Должны быть не менее 1,5 - 2 часов. Никакую Ф-музыку нельзя включать дольше, чем на два - два с половиной часа за рабочую смену.
Прослушивание музыки может сочетаться с процессом работы или сопровождать другие мероприятия по оптимизации состояния, например, гимнастику, самомассаж, сеансы релаксации и т.д. Противопоказанием к ведению музыкальных сеансов непосредственно во время работы служат те виды труда, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. В этих случаях целесообразно применение музыки во время специально выделенных пауз для отдыха. Во время работы нужна музыка более быстрая, в перерывах - более медленная. Обновлять программы - каждую неделю, хотя бы за счет перемены порядка следования произведений, и чтобы ни одно в течение дня (а лучше - и недели) не повторялось.
Включать музыку лучше всего на периоды начального врабатывания и ко времени наступления утомления, чтобы выравнивать кривую работоспособности - в начале и ближе к концу каждой полу смены.
Ф-музыка для работы должна нравиться работающим, однако замечено: подъем настроения и расслабление вызывает музыка нравящаяся, а вот улучшение качества работы достигается с помощью иной музыки - слегка дистанцированной, нейтральной.
Для Ф-музыки подходят произведения самых разных эпох и жанров. С успехом апробирована на группах испытуемых музыка барокко, классика в современных обработках (только не самая известная), этническая музыка, ретро-эстрада (1920-30-е годы), латиноамериканские песни.
Спорным вопросом является применение классической музыки в качестве Ф-музыки для работы. От такой музыки нынче требуется, как правило, не прямое воздействие, как это делает военный марш, и когда-то делали трудовые песни, а косвенное, фоновое: нужно, чтобы музыка, с одной стороны, не мешала, не отвлекала от дела, а с другой - помогала поддержкой тонуса и настроения, позволяла отдохнуть и почувствовать рабочую мобилизованность.
Классика в классическом же исполнении (таком, как прописал сам композитор, аутентичном) - современной работе обычно мешает. Особо плохую услугу оказывают значительные перепады громкости (для симфонического оркестра - до 80-90 дБ в зале, до 20-25 дБ в записи). Ф-музыка должна быть сдержанной, позволяющей сосредоточиться на чем угодно, к ней относятся произведения следующих композиторов: Оффенбах, Штраус, Легар, Кальман и Дунаевский.
Всюду, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать, -необходима музыка без вокала. Песня не мешает работать только в том случае, если слушающий знает текст наизусть, т. е. для него в нем не содержится никакой информации. Допустимы и песни на непонятном или хотя бы неродном языке (и то надо поостеречься там, где требуется особая сосредоточенность и безошибочность, ибо человеческий голос более всех прочих звуков привлекает к себе внимание).
Противопоказаниями являются:
- острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;
- общее тяжелое клиническое состояние.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 357;