Световая архитектура города.
Приемы и средства световой архитектуры города.
Нормирование и проектирование освещения световых пространств и объектов.
Световое зонирование территории города, формирование светового пространства и световых ансамблей.
Необходимость освещения городских пространств и объектов вызвана прежде всего функциональными требованиями. Жизнь города с наступлением темноты непрекращается. Освещение городов особенно актуально в зимний период в районах Крайнего Севера, где люди живут зимой в условиях полярной ночи.
Из всех физических параметров среды совершено изменяется при переходе от дня кночи лишь один – световой, т.е. тот, который воспринимается глазом. Из-за главенствующей роли во взаимоотношениях человека с окружением, первой потребностью в темное время суток является 1) создание в городе необходимых условий освещения для обеспечения безопасности движения транспорта пешеходов, а второй – 2) обеспечение свободной ориентации в пространстве.
Мероприятия по проектированию световой среды относятся сегодня к областиблагоустройства городов, поселков и сельских населенных пунктов, а конкретно – к проектированию систем и установок наружного освещения. Их принято подразделять на 1) установки улитарного (уличного) освещенияи 2) установки архитектурного освещения (зданий и сооружений). Раздельное проектирование установок освещения улиц и фасадов, осуществляемое инженерами-электриками нередко , имеет свои негативные последствия: в реальной ситуации эти 1) установки не всегда гармонируют друг с другом, возникают 2) случайные светоцветовые композиции и диссонансы, 3) ослепление и 4) визуальный хаос, 5) в светотехнических и экономических расчетах не учитывается влияние одних групп на другие.
Оба вида установок проектируются на основе норм.
К улитарному относится - освещение дорожных покрытий в транспортных и пешеходных зонах. Оно нормируется 1) значением средней яркости Lдп усовершенствованных (асфальтобетонных и им подобных) покрытий транспортных улиц, дорог и площадей, которое подразделяется на категории А, Б и В (соответственно общегородского, районного и местного значения), или 2) значением среднейгоризонтальной освещенностиЕгдп гравийно-песчаных и прочих дорог, а также дорожных покрытий в пешеходных зонах.
К архитектурному отнесено – освещение фасадов зданий, сооружений, памятников, малых архитектурных форм и зеленых насаждений. (Особую группу составляют установки световой рекламы, информации и сигнализации и освещения витрин). Уровни архитектурного освещения фасадов 1) с диффузным отражением регламентируется средней яркостью Lн, а фасадов зданий, сооружений и памятников 2) с диффузно-направленным отражением– наименьшей средней освещенностью Ев в зависимости от яркости фона.
При проектировании освещения городов необходимо учитывать, что осветительные установки являются не только носителями света, но и частью материальной структуры ансамблей и объектов. Форма, размеры, материал и размещение осветительных установок непосредственно связаны 1) с планировкой улиц, площадей и зеленых насаждений, 2) с выбором материала дорожных покрытий, 3) с композицией, масштабом и стилем застройки, 4) с решением пластики и цвета фасадов зданий и сооружений. В техническом отношении установки освещения нередко 5) комбинируются с другими видами инженерного оборудования и благоустройства, с малыми формами. Поэтому важно решать комплекс всех этих вопросов на первых же этапах проектирования.
При разработке градостроительных проектов можно выделить две наиболее крупные задачи освещения: 1) зрительное выявление функционально-планировочной структуры и 2) светокомпозиционная организация городского пространства.
Первая задача может быть решена за счет светоцветового зонирования за счет создания воспринимаемых глазом различий в интенсивности цветности освещения и рисунке освещаемых зон и территорий, отличающих по своим функциям и градостроительной значимости или по другим признакам.
Решение второй задачи связано с созданием системы световых архитектурных ансамблей в расчете на восприятие их с дальних, средних и ближних дистанций при разной скорости движения пешехода или пассажира.
Условия восприятия архитектурных объектов с разных расстояний можно охарактеризовать тремя категориями масштаба восприятия: ландшафтный, ансамблевый и камерный.
Ландшафтный масштаб характерен при восприятии крупных градостроительныхобразований (город, зона, жилой район) извне, со значительных расстояний, с высоко расположенных видовых точек или при движении с большой скоростью, когда отсутствует непосредственные контакты человека с объектом наблюдения и когда основное значение в световом решении имеют крупномасштабные элементы. Здесь предпочтительны контрастные, лаконичные, укрупненные соотношения светоцветовых и объемно-планировочных параметров композиции.
Ансамблевый масштаб, являющийся промежуточным между ландшафтным и камерным, определяет условия восприятия архитектурных комплексов со среднихдистанций наблюдения при движении с небольшой скоростью в автомобиле или пешком, когда контакты человека с этими комплексами все еще опосредованы. Оценка архитектурных комплексов связана с прочтением особенностей объемно-пространственного построения светового ансамбля, с выявлением наиболее существенных объектов, характерных композиционных и стилевых признаков. При этом могут быть использованы раскрытия местных перспектив, построенные на эффекте неожиданности, контраста или подготовленные закономерным развитием световой композиции.
Камерный масштаб – это масштаб восприятия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним пространстве (жилой группы, двора, улицы, площади, сада), непосредственно контактирующего (непроизвольно или целенаправленно) с окружением и людьми, которые являются активными компонентами среды. Внимание человека обращено на ближнюю зону, воспринимаемую фрагментарно, в ракурсах. Поэтому приемы создания человеческого масштаба освещаемой среды основаны на разнообразии впечатлений и акцентов в пределах этого пространства, на выявлении пластических и текстурных качеств окружения, на детальной разработке нюансных светоцветовых сочетаний.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 494;