Приемы освещения пространств и объектов.


При разработке светового образа объекта возможны два принципиальных способа его решения:

1) ассоциативное подобие его дневному свету – способ весьма традиционен и во многом исчерпал свои выразительные возможности; применяется в основном для памятников архитектуры и существующих сооружений, а также при освещении пластически сложных фасадов - обычно освещаемых заливающим светом прожекторов, которые располагаются достаточно высоко, например на опорах уличных светильников или крышах соседних зданий (свет сверху характерен для дневного освещениея);

2) создание специфически вечернего «контробраза» - всецело основан на учете специфики световой среды и зрительного восприятия ночью и на использовании широких технических возможностей искусственного освещения для создания новых эмоционально-образных эффектов; используется при разработке световой архитектуры новых объектов.

 

В пространствах транспортного движения – на улицах, дорогах и площадях применяются системы общего, регламентированного равномерного освещения дорожного покрытия. Эти системы подразделяются: на:

1) обычную - светильники на опорах, подвесах или кронштейнах с шагом 20-40 м и высотой установки 8-12 м;

2) продольно-подвесную - светильники на тросах между опорами, установленными на раздельной полосе автострад с шагом 50-100м;

3) высокомачтовую – мощные светильники на мачтах высотой 30-60 м для освещения больших площадей, многоуровневых транспортных развязок, паркингов;

4) парапетную – светильники в ограждениях путепроводов, мостов, развязок.

 

Освещение тротуаров на улицах и площадях, пешеходных дорог, аллей и площадок осуществляется:

1) общими с проезжей частью;

2) автономными осветительными установками – консольными или венчающими светильниками высотой 4-8м;

3) дополнительное освещение на улицах, насыщенных световой рекламой, информацией и витринами.

 

В скверах, садах, парках и жилых дворах применяются установки:

1) комбинированного освещения;

2) местного освещения парковыми светильниками разнообразной формы и высотой 0,4-1,2м.

 

Архитектурное освещение объектов может осуществляться несколькими способами:

1) прием общего (равномерного или локализованного) заливающего освещения фасадов прожекторами, которые устанавливают так, чтобы они не слепили водителей и пешеходов, а также жителей домов через окна;

2) прием локального или местного освещения реализуется с помощью небольших светильников и применяется как для исторических, так и для современных сооружений;

3) прием светящихся фасадов связан с широким применением стекла в архитектуре и использованием проходящего из интерьеров света через проемы;

4) прием «световой графики» - можно отнести как к системе освещения зданий, так и к световой информации, включает: 1) контурное освещение; 2) способы группировки светильников с созданием светографического рисунка; 3) светящиеся панно; 4) знаки сигнализации движения;

5) прием «световой живописи»-1) это светоцветовые проекции, применяемые пока лишь в системах зрелищного освещения, например в театрализованных представлениях; 2) игра света и цвета на фасадах, облицованных по принципу светящегося потолка светорассеивающими панелями или пленками, за которыми спрятаны источники света, способные работать в цветодинамическом режиме;

6) прием иллюзорной трансформации пространства и иллюзорных эффектов – 1) прием иллюзорной трансформации пространства используется для выявления пространственного решения ансамбля, например для зрительного изменения глубины пространства, - если яркости поверхностей нарастают или убывают по мере их удаления от наблюдателя, пространство воспринимается более или менее глубоким; 2) для достижения иллюзорных эффектов на вертикальных плоскостях нередко используется прием неравномерного их освещения по высоте: динамическое нарастание или уменьшение яркости снизу вверх, - в зависимости от приема освещения создается эффект зрительного изменения «весовых соотношений» - здание воспринимается более «тяжелым» или «легким», массивным или невесомым, статичным или неуравновешенным.

 

Нередко для освещения объектов применяется комбинация нескольких приемов.

Выбор приема архитектурного освещения зависит от 1) градостроительной ситуации, 2) характера архитектуры объекта, его назначения, 3) возможности расположения осветительных приборов, 4) условий адоптации наблюдателей, 5) творческого замысла автора, 6) технико-экономических возможностей.

 

Для освещения зеленых насаждений в городе могут применяться комбинации различных приемов и разноспектральных источников света в зависимости от сезона года и ландшафтной ситуации.

Так, для придания летней листве изумрудно-зеленого света применяют ртутные лампы, для выявления осенней палитры – лампы накаливания или натриевые.

В зимнем пейзаже:

- покрытые снегом и инеем ветви хвойных деревьев могут освещаться «холодным» светом, а их стволы – «теплым»;

- белизна берез на фоне леса может быть подчеркнута потоком света, направленного снизу;

- темные силуэты елей выразительны на освещенных заснеженных газонах, где сплетаются кружевным узором легкие цветные тени.

 

Выбор приема освещения деревьев и кустарников диктуется их формой:

- густые кроны при темном фоне заливают светом фронтально или с двух сторон, чтобы выявить их контур или объем;

- силуэт безлиственного дерева или прозрачную крону «пронизывают» светом снизу;

- куст высвечивают изнутри, «отрывая» от слабоосвещаемого фона, что обеспечивает необычайный декоративный эффект;

- в праздничные дни кроны деревьев опутывают гирляндами маломощных цветных ламп, которые могут работать в динамическом режиме.

 

Для освещения газонов, цветников, элементов рельефа земли выработаны свои приемы и средства освещения.

Необычайно живописными выглядят умело освещенные водоемы и фонтаны в окружении зелени. Наилучший эффект достигается подсветкой струй и каскадов цветными источниками света из-под воды. Однако трудности герметизации камер освещения, более высокая стоимость установки и большое поглощение света слоем воды ограничивают область применения этого способа.

 

При проектировании освещения зданий и сооружений в задачу архитектора входит поиск образного решения и выдача задания светотехнику в виде яркостной композиции всего ансамбля или отдельных его объектов. По этому заданию осуществляется светотехнический расчет осветительных установок, элементы и размещение которых выбираются совместно архитектором и светотехником. При этом в необходимых случаях предусматриваются мероприятия по ограничению слепимости от ярких источников света и светящих элементов.

 

 

Литература: Л – 1 стр.177- 196; Л – 7 стр. 203-216

 



Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 387;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.