III серия. КАНСЭЦУ-ВАДЗА
(техника болевых приемов).
1. УДЭ-ГАРАМИ (узел поперек или выкручивание наружу) (рис. 140).
УКЭ лежит на спине, а ТОРИ справа от него. УКЭ поднимает свою левую руку, как бы захватывая его отворот. ТОРИ захватывает эту руку левой рукой и кладет ее на мат (1). Плечо и предплечье УКЭ формируют прямой угол. Его предплечье параллельно осей КАТА. ТОРИ затем вытягивает правую ногу и делает болевой (2 и 3).
УКЭ сгибается назад и пытается уменьшить болевой эффект и сдается.
2. УДЭ-ХИСИГИ-ДЗЮДЗИ-ГАТАМЭ (перегибание локтя при захвате руки двумя ногами) (рис. 141).
ТОРИ остается в ВКП, УКЭ кладет левую руку вдоль тела. УКЭ поднимает правую руку, как бы захватывая его отворот. ТОРИ правой рукой тянет правый рукав УКЭ, держа предплечье вверх. Левой рукой давит вниз, захватив отворот УКЭ (1). УКЭ таким образом, перевернутый на левый бок и ТОРИ делает болевой (2). УКЭ сгибает спину, пытаясь уйти, потом сдается.
3. УДЭ-ХИСИГИ-УДЭ-ГАТАМЭ (перегибание локтя с помощью предплечья сверху) (рис. 142).
ТОРИ возвращается в высокое коленное положение и УКЭ вытягивает руки вдоль тела. УКЭ вращается вправо и левая рука старается взять правый отворот ТОРИ (1). ТОРИ скользит своей ладонью вдоль левой руки УКЭ до уровня локтя. Он давит своим правым коленом на бок УКЭ и делает болевой. ТОРИ должен дополнять действия рук своими кистями, согнутыми «крючком» и его локти должны оставаться у его туловища. Потом он должен положить левую руку УКЭ на свое плечо и немного подняться вверх, чтобы заставить УКЭ поворачиваться вправо.
4. УДЭ-ХИСИГИ-ХИДЗА-ГАТАМЭ (перегибание локтя при помощи ноги сверху) (рис. 143).
ТОРИ располагается сзади УКЭ, который расположен на осях КАТЫ. УКЭ поднимает правое колено и поднимается, как в конце каждой серии. ТОРИ и УКЭ становятся лицом к лицу в высоком коленном положении на расстоянии 3 футов. Одновременно они делают шаг правой ногой, затем подставляют левое колено. Они берут основной захват ДЗЮДО (1). ТОРИ затем обхватывает правую руку УКЭ своей левой рукой, против часовой стрелки, чтобы положить правую кисть УКЭ себе под мышку (2). Потом ТОРИ падает назад и давит подошвой правой ноги в верхнюю часть левого бедра УКЭ (3). УКЭ выводится из равновесия вперед и ТОРИ давит подошвой левой ноги на правый бок УКЭ на уровне пояса, а его левое колено делает болевой на правый локтевой сустав УКЭ (4). ТОРИ выполняет болевой путем давления вниз левым коленом. До конца УКЭ не должен отпускать захват дзюдоги ТОРИ. Он сдается, дважды правой стопой ударяя о ковер.
Замечание: УКЭ должен оставаться на коленях, он не должен падать на живот или вращаться в сторону. В то же время ТОРИ должен быть на правом боку, а не на спине.
5. АСИ-ГАРАМИ (перегибание коленного сустава) (рис.144).
ТОРИ и УКЭ встают в основное положение и берут захват. УКЭ слегка отставляет правую ногу в сторону (1). ТОРИ выдвигает левую стопу далеко между УКЭ, как бы делая ТАМОЭ-НАГЭ. ТОРИ садится как можно ближе к своей левой пятке и давит подошвой правой стопы в левый пах УКЭ (2). УКЭ выдвигает правую стопу против левого бока ТОРИ, чтобы предотвратить бросок. ТОРИ затем оборачивает свою левую ногу снаружи и внутрь правой ноги УКЭ (3) и давит правой стопой на левый пах УКЭ, который опускается на левое колено (4). ТОРИ затем пропускает левую ногу глубоко в левый пах УКЭ и давит левым коленом вниз без отпускания захвата дзюдоги УРЭ (5). ТОРИ делает болевой на коленный сустав, УКЭ сдается левой стопой. Как и в предыдущем движении ТОРИ не должен отпускать свой захват. УКЭ должен опираться на мат только левым локтем и коленом. Этот болевой завершает КАТА. ТОРИ и УКЭ поднимаются, поправляют костюм, приветствуют друг друга на коленях, затем стоя приветствуют джосэки.
В процессе изучения этой КАТА особое внимание следует уделить на передвижение в коленном положении, когда правое колено поднято, а левое на мате и палец согнут. Передвижение в этом положении развивает бедра, делая их мягкими и гибкими, а также дает большую силу связкам и мышцам колен и привычку опираться на согнутый палец. Эта характеристика передвижений в дальнейшем будет очень полезна для улучшения и развития техники.
ГОНОСЭН-НО КАТА
(КАТА контрприемов)
Эта КАТА фундаментальных приемов в стойке. В Японии она изучается и практикуется только в нескольких школах, особенно она характеризует школу известного университета ВАСЕДА. Она развивалась в течение 40 лет мастерами этого университета и без изменений практикуется сейчас больше в Европе, чем в Японии. Она очень удачно завершает РАНДОРИ-НО-КАТА.
Эта КАТА имеет двенадцать движений. Особенно она зрелищна, когда демонстрируется в медленном темпе.
1. О-СОТО-ГАРИ против О-СОТО-ГАРИ (большой зацеп снаружи против большого зацепа снаружи) (рис. 145).
ТОРИ справа, УКЭ слева по отношению к ДЖОСЭКИ. Когда приветствие к ДЖОСЭКИ сделано, ТОРИ и УКЭ двигаются друг к другу. Передвижение делается медленными шагами, ноги скользят вдоль матов. Одновременно УКЭ и ТОРИ захватывают друг друга в натуральной стойке. ТОРИ выдвигает свою правую ногу на' пол-шага и становится в правой натуральной позиции. УКЭ выдвигает левую ногу на линию правой ноги ТОРИ и пытается бросить его О-СОТОТАРИ вправо (1). ТОРИ блокирует атаку своим животом и сгибает свои ноги в правую защитную стойку, потом опираясь на левую ногу, на которой он слегка поворачивается, делает О-СОТО-ГАРИ. УКЭ слишком далеко выдвинулся, чтобы защититься и поэтому падает (2—3).
2. ХИДЗА-ГУРУМА против ХИДЗА-ГУРУМА (подсечка в колено против подсечки в колено) (рис. 146).
УКЭ не возвращается на первоначальное место, остается там, где он поднялся на ноги. ТОРИ теперь справа от ДЖОСЭКИ, а УКЭ слева. ТОРИ принимает левую натуральную стойку. УКЭ атакует ХИДЗА-ГУРУМА вправо, т. е. своей левой ногой на правое колено ТОРИ (1). ТОРИ отодвигает свою правую ногу на полшага назад и выводит УКЭ на его правую ногу (2). Потом в своем повороте он атакует УКЭ ХИДЗА-ГУРУМА вправо (3) и бросает его (4).
3. ДЭ-АСИ-БАРАИ против О-УТИ-ГАРИ (боковая подсечка против зацепа изнутри) (рис. 147).
ТОРИ находится в левой натуральной стойке, его ноги немного разведены. УКЭ атакует О-УТИ-ГАРИ своей правой ногой против левой ноги ТОРИ (1). ТОРИ блокирует атаку своим животом, сгибая свою правую ногу, переносит вес тела назад и на правую ногу. Потом ТОРИ поворачивается слегка влево, подчеркивая выведение УКЭ вправо, поднимает его совместным усилием рук и левой ноги (2) высекает обе ноги УКЭ в направлении вправо для УКЭ (3). Подошва левой ноги ТОРИ поднимается вверх главным образом высекая левую лодыжку УКЭ.
Замечания: Этот бросок берет начало в одно и то же время от ДЭ-АСИ-БАРАИ и ОК.УРИ-АСИ-БАРАИ, в смысле, что начинается он как первый и заканчивается как второй, но высекающее действие делается в основном на его левую пятку.
4. ДЭ-АСИ-БАРАИ против ДЭ-АСИ-БАРАИ (боковая подсечка против боковой подсечки) (рис. 148).
После обоюдного захвата ТОРИ переходит в правую натуральную стойку (1). УКЭ атакует ДЭ-АСИ-БАРАИ левой ногой против правой ноги ТОРИ. ТОРИ уходит, перешагивая через левую ногу УКЭ своей правой ногой (2) и немедленно без постановки своей ноги подсекает левую щиколотку УКЭ подошвой своей правой ноги (3). УКЭ падает (4).
5. ТАИ-ОТОСИ против КО-СОТО-ГАКЭ (передняя подножка против зацепа снаружи) (рис. 149).
ТОРИ в правой натуральной стойке. УКЭ атакует КО-СОТО-ГАКЭ левой ногой против правой ноги ТОРИ (1). ТОРИ делает половину поворота влево и опирается на свою левую ногу (2, 3). В то же время руки выводят УКЭ вперед и ТОРИ делает ТАИ-ОТОСИ вправо (4).
6. САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ против КО-УТИ-ГАРИ (передняя подсечка против подсечки изнутри) (рис. 150).
ТОРИ в правой натуральной стойке. УКЭ атакует КО-УТИ-ГАРИ вправо (1). ТОРИ переносит вес тела на левую ногу и выводит УКЭ влево для него. Затем делает САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ на левую ногу УКЭ (2).
7. УЦУРИ-ГОСИ против КУБИ-НАГЭ (бросок через бедро, вскидывая на бедро против броска, через бедро с захватом шеи) (рис. 151).
ТОРИ в правой натуральной стойке. УКЭ атакует КУБИ-НАГЭ вправо (1), но ТОРИ не дает себя вывести вперед. Он сопротивляется животом, потом сгибает ноги в защитную стойку с балансом на пятках (2). В то же время, своей правой рукой он захватывает пояс УКЭ спереди. Левая рука ТОРИ и кисть обхватывают УКЭ сзади и находятся против его талии и спины. ТОРИ затем сгибает свои ноги и, делая выведение УКЭ влево для него, поднимает его высоко на свой выступающий живот (подбивает животом) и делает УЦУРИ-ГОСИ (3, 4).
8. УКИ-ГОСИ против КОСИ-ГУРУМА (бросок через бедро с захватом за спину скручиванием против подхвата под две ноги, скручивая по вертикальному кругу) (рис. 152).
ТОРИ находится в левой натуральной стойке (1). УКЭ атакует КОСИ-ГУРУМА вправо полностью подворачиваясь. ТОРИ блокирует его атаку животом, сгибает колени и тянет УКЭ назад руками. ТОРИ перешагивает (2) через правую ногу УКЭ сначала правой, потом левой ногой и встает перед ним спиной. Его левая рука охватывает талию УКЭ и он делает вращение туловищем (3), технически известное как ТАИ-САБАКИ, корпусом и бедрами. УКЭ в этом движении выводится влево и ТОРИ бросает его УКИ-ГОСИ (4).
9. САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ против ХАНЭ-ГОСИ (передняя подсечка против подсада голенью) (рис. 153).
ТОРИ в натуральной стойке (в правой). УКЭ атакует ХАНЭ-ГОСИ вправо (1). ТОРИ, быстро передвигая свою правую ногу, затем левую поворачивает свои бедра немного вправо (2). Потом ТОРИ, делая опору на левую ногу, выводит УКЭ из равновесия для него (3) и бросает САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ (4).
10. УЦУРИ-ГОСИ против ХАРАИ-ГОСИ (бросок через бедро, вскидывая на бедро против подхвата под отставленную ногу) (рис. 154).
ТОРИ в натуральной стойке. УКЭ атакует ХАРАИ-ГОСИ вправо, доводя подворот до конца (1). Иными словами, ТОРИ не избегает атаки. ТОРИ блокирует (2) атаку УКЭ животом (подбивает) и поднимает УКЭ (3). Точкой вращения служит живот ТОРИ и левое бедро. ТОРИ, подставляя левое 'бедро под УКЭ бросает его УЦУРИ-ГОСИ.
11. СУРИ-НАГЭ против УТИ-МАТА (передний переворот против подхвата изнутри) (рис. 155).
ТОРИ в натуральной стойке, ноги немного в сторону. УКЭ делает УТИ-МАТА вправо (1), которое ТОРИ блокирует, сгибая ноги и перенося вес тела на левую ногу. Когда УКЭ выпрямляет спину, возвращаясь в правую натуральную стойку, ТОРИ продолжает сгибать свои ноги и выводит УКЭ из равновесия вправо для него (2). ТОРИ, не меняя захват левой рукой на правом плече УКЭ, правой делает захват между ног УКЭ, стараясь захватить пояс сзади и бросает СУРИ-НАГЕ (3).
12. СУМИ-ГАЭСИ против КАТА-СЭОИ (бросок подсадом голенью садясь против броска через спину с захватом руки на плечо) (рис. 156).
ТОРИ в правой натуральной стойке. УКЭ атакует КАТА-СЭОИ вправо (1). ТОРИ быстро делает большое вращательное движение, поворачиваясь пол-оборота вокруг правого бедра УКЭ. Его правая пятка первая располагается на татами между ногами УКЭ. Затем ТОРИ, садясь и перекатываясь на бок, подсаживает правой ногой и бросает УКЭ СУМИ-ГАЭСИ (2—5).
КИМЭ-НО-КАТА
(КАТА самозащиты)
I серия
1. РОУТЭ-ДОРИ — захват двух кистей (рук)
2. ЦУК-КАКЭ — удар кулаком в область желудка (в живот)
3. СУРИ-АГЭ - скользящий удар в лицо
4. ЕКО-УТИ — удар кулаком сбоку в висок
5. УСИРО-ДОРИ — захват сзади за плечи
6. ЦУКИ-КОМИ - пронизывание кинжалом (удар ножом в живот)
7. КИРИ-КОМИ - разрубание головы (удар ножом сверху)
8. ЕКО-ЦУКИ - удар кинжалом (ножом) с боку
II серия
1. РОУТЭ-ДОРИ - захват двух рук
2. СОДЭ-ТОРИ - захват за рукав
3. ЦУК-КАКЭ — удар кулаком в лицо или живот
4. ЦУКИ-АГЭ — апперкот снизу-вверх
5. СУРИ-АГЭ — скользящий удар в лицо
6. ЕКО-УТИ - удар кулаком сбоку (боковой удар)
7. КЕ-АГЭ — удар стопой (ногой) в пах
8. УСИРО-ДОРИ — обхват сзади за плечи
9. ЦУКИ-КОМИ — пронизывание кинжалом (удар ножом в живот)
10. КИРИ-КОМИ — рассечение головы (удар ножом сверху)
11. НУКИ-КАКЭ — препятствие выниманию из ножен
12. КИРИ-ОРОСИ — защита от сабли (рубка ножом, удар палкой)
КИМЭ-НО-КАТА — ката самозащиты также называется СИНКЭН-СЕБУ-НО-КАТА, что означает комплекс боевых приемов. Она состоит из наиболее простых и наиболее эффективных методов защиты против атак голыми руками, а также ножом, мечом (применительно к повседневной жизни — пистолета, палки) в стоячем и сидячем положении. Их точное выполнение требует большого внимания, особенно нам европейцам, т. к. мы менее привычны к сидячему положению, чем представители востока и для нас КИМЭ-НО-КАТА кажется искусственной, особенно в ее первой части — ИДОРИ, но знание, умение ею пользоваться являются обязательным условием в совершенствовании самозащиты, эта ката служит начальной подготовкой в системе единоборств. Как и в спортивном разделе, изучать ката следует с точных, медленных движений, обращая внимания на все детали и положения рук, ног, корпуса, затем убыстряя движения добиваться автоматизации навыка, делая ударение на 2-х моментах: атакующем действии и защитной реакции, добиваясь ритма вследствие двух криков «КИ—АИ». Настрой, мобилизация при выполнении КИМЭ-НО-КАТА такой же, как в реальном поединке. Чтобы научиться защите от ножа и меча (пистолета, удара палкой) дзюдоист сначала должен пользоваться имитирующим оружием (из дерева, резины, пластмассы), затем применять настоящее, т. к. посредством этого улучшается отработка КАТА (создается усиленная мобилизация в работе). КАТА своими корнями уходит в XV век, содержит и несет в себе физическую и моральную подготовку к единоборству: тренинг (выработка максимальной работоспособности) и экзальтацию (состояние повышенной возбудимости) в одно и то же время, вырабатывает мгновенную мобилизацию и реакцию перед началом действия. Она содержит 20 движений. Понимание и правильное выполнение этой КАТА предполагает хорошее знание и правильное выполнение всей техники начальной подготовки дзюдо: бросков, болевых и удушающих приемов, помимо этого уметь наносить удары (АТЭМИ). Объяснения, которые последуют ниже, в основном предназначены для обладающего техническими навыками и постоянно совершенствующегося дзюдоиста. Все это требует большой ежедневной работы, т. к. только для выработки автоматизированного навыка того или иного технического действия требуется в среднем 30 тыс. повторений, а для освоения КАТА самозащиты, в основе которого лежит хорошее знание техники спортивного раздела дзюдо, требуются годы. Совершенствоваться и познавать дзюдо можно всю жизнь и в любом возрасте — при правильном обучении оно дает гибкость, пластичность движениям, хорошую реакцию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Поскольку не видится более надежного средства, то КАТА самозащиты, тренировочные спарринги и соревновательная деятельность (боевой спарринг), для дзюдоистов, поскольку не видится более надежного средства, создают прочный фундамент для формирования навыков рукопашного боя.
Также через совершенствование практики самозащиты лучше совершенствуется техника спортивного раздела дзюдо. Вот почему тренерам, преподающим дзюдо, необходимо знать, уметь объяснить, показать и добиваться совершенствования этого раздела дзюдо воспитанниками, т. к. они дополняют друг друга и преподавание их должно вестись параллельно. В книгах по дзюдо и в системах самозащиты авторами предлагаются методические рекомендации
КИМЭ-НО-КАТА выполняется в следующем ритме:
1. Концентрация перед действиями в течение нескольких секунд для ТОРИ и УКЭ, перед каждым движением.
2. Быстрая и мощная атака УКЭ.
3. Еще более быстрый мощный ответ ТОРИ, который задерживает действия УКЭ в несколько мгновений, затем УКЭ сигналит о сдаче и тем самым пока исключаются действия с бросками и ударами.
4. УКЭ атакует, а тори парирует с криком «КИ-АИ», последняя атака более мощная, чем первая и т. д. «КИ-АЙ» произвольный вид крика идущий от МАИ-ДЭНА (энергии) — точки концентрации всех физических и психических сил человека. Он относится к более быстрому и полному выдоху, чем в настоящем крике и образует самоэкзальтацию, чтобы привести предпринятые действия к быстрому и ясному концу посредством освобождения имеющейся энергии, немедленного выброса «всех сил в битву», без умственного прокручивания ситуации — если решение принято (автоматизация навыка). Крик мобилизует, концентрирует усилия (кстати он применяется и у нашего народа типа: «И-ОП», «И-РАЗ» или «Эй, УХНЕМ» и т. д.).
КАТА — подготовка.
ТОРИ и УКЭ, стоя лицом к лицу и на расстоянии 12 футов, садятся в позу СЭЙДЗА (сначала на левое колено, затем на правое) на колени, делают РЭЙ и двигаются навстречу друг другу, опираясь на кулаки (отжимание на кулаках и ползание на кулаках необходимые упражнения для укрепления кистевых суставов, что необходимо при нанесении ударов), ноги волокутся по татами, колени должны отделяться от татами на расстоянии двух кулаков — такое передвижение называется ХИДЗА-ДЗУМЭ; склоняют головы справа друг от друга, не касаясь ими. Приготовление делается с достоинством, без притворства и улыбок. ТОРИ и УКЭ глубоко вдыхают и концентрируют (настраиваются, стараются все забыть и уйти в мир поединка) энергию несколько секунд, после чего приступают к изучению или повторению КАТА.
Дата добавления: 2016-11-04; просмотров: 2193;