Средневековое искусство - ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ V – VII ВВ.


Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527 - 565). Наряду с Константинополем большую роль играли центры провинций Византийской империи. Например, в Италии Рим постепенно уступал место Равенне.

Архитектура

Постепенно все большее значение стали приобретать здания центрического типа, увенчанные куполом.

Характерной особенностью ранневизантийской архитектуры:

- Внешняя строгость и отсутствие декора

- Богатство внутренней отделки. Все внимание зодчих сосредоточивалось на оформлении интерьера. Особо подчеркивается алтарная часть, как наиболее священная.

Церковь св. Софии в Константинополе. 532 – 527гг.

Венец зодчества времени правления Юстиниана.

532 г. – в Константинополе восстание «Ника» - сгорела базилика «Святой премудрости» или св. Софии, построенная при Константине.

Задумка Юстиниана: грандиозный храм - воплощение силы империи и могущества христианского Бога.

Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика:

- В основе здания – трехнефная базилика.

- Центральный неф перекрыт куполом.

Внешний вид:

- Гладкие стены.

- Огромные контрфорсы.

- Простота и массивность форм.

 

Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика:

Внутри резкая перемена впечатления:

- Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках.

- Грандиозное подкупольное пространство

- Кольцо купола на Н – 55 м, Д > 31 м.

- Все это пространство воспринимается целиком благодаря гениальному решению – примыкающим к куполу полукуполам.

- Пространство кажется легким и простым при всей своей грандиозности – победа над материалом.

- Богатство внутреннего оформления

- Стены нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора.

- Малахитовые и порфировые колонны.

- Декоративная мозаика

- Изумительный по тонкости кружевной узор из мрамора.

- Позднее, в 9 – 13 вв., собор украсили мозаичными росписями.

- Все мозаики были закрашены турками и уже в наше время раскрыты реставраторами.

 

Византийская живопись.Ни один город не сохранил такого количества памятников 5 – 6 вв., как расположенная на севере Италии, неподалеку от Адриатического моря, Равенна.

Равенна. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. Христос - добрый пастырь

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в.

Церковь Сан Витале (св. Виталия). 540 – 547гг. Центральнокупольная на восьмигранном основании

Юный Христос на сфере. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

. Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

Феодора со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

 

ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ.Древние мотивы византийских узоров мы можем видеть и сегодня в ультрасовременных интерьерах квартир, на декоративной плитке, украшающей стены и пол, на предметах дорогой посуды, на украшениях.

Такие узоры всегда ассоциируются с блеском и роскошью, яркостью цвета. Но истоки особого византийского стиля берут начало в строгом аскетизме и стремлении человечества к духовной гармонии, проявившем себя в особых внешних формах. Но, прежде чем мы начнём говорить об особенностях именно византийского орнамента, мне бы хотелось вспомнить, что такое орнамент вообще.

Особенности византийского орнамента, его основные цвета и мотивы.Византийский орнамент объединил в себе восточные и эллинистические традиции. В нем изящно переплетаются пышная зрелищность и утонченная декоративность, глубокая религиозность и условность изобразительного языка, эмоциональность, философская глубина и художественная экспрессия. Наиболее характерной чертой орнаментального творчества Византии можно назвать причудливую узорчатость, заимствованную у персов. Например, узоры на византийских тканях часто состоят из геометрических фигур (кругов или многоугольников), в которые затейливо вписаны изображения животных.

Часто все это великолепие обрамляется длинным и плавно изогнутым акантовым листом. Для византийских узоров наиболее характерно использование зооморфных и геометрических элементов в сочетании с человеческими фигурами.

Орнаментальная флористика византийского орнамента сильно стилизована и делится на простейшие элементы: пальметка, полупальметка, а также стебель, образующие различные комбинации.

Одной из отличительных особенностей византийского декора считается то, что он выполнен не просто в качестве обычного украшения, а как элемент прославления Бога.

Основные отличительные особенности византийского орнамента

• Утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным и служит выражением идеалов новой культуры.

• Композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагоналей. Подобная техника явно заимствована в восточных странах.

• Причудливая узорчатость. Здесь явно прослеживается влияние персидского традиционного узора.

• Присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга. Эти древние мотивы в данном случае наполняются христианской символикой.

Цвета византийских орнаментов. Если посмотреть на иллюстрацию, где изображен византийский орнамент в цвете, то можно сразу же заметить основные тона, наиболее часто встречающиеся в узорчатых украшениях Византии. Это ярко-красные оттенки, ярко-зеленые, пурпурные и фиолетовые. Интересно то, что характерный византийский стиль, сложившийся под влиянием культурного наследия других народов, в свою очередь, оказал непосредственное влияние на русское искусство, а также на искусство западноевропейских стран.



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 294;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.