Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка.
В эту группу входят два признака – степень выработанности и степень сложности почерка.
1. Степень выработанности – наиболее интегративный признак почерка.
Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности почерка – один из основных показателей уровня владения человеком письменно- двигательным навыком. Признак позволяет определить степень сформированности почерка в целом. Основными показателями степени выработанности почерка являются темп письма и координация движений пишущего. В качестве дополнительных показателей оценивается стереотипность почерка, его устойчивость и вариационность.
Темп письма – это скорость выполнения букв, слов, предложений. Темп письма бывает привычным и непривычным. Привычный темп может быть быстрым, средним, и медленным, непривычный – ускоренным и замедленным. Признаки привычного темпа проявляется на протяжении всей рукописи; признаки непривычного темпа могут проявляться по-разному в различных частях рукописи (неравномерность темпа). Привычный темп может варьировать в зависимости от назначения документа (особенно, в высоковыработанных почерках) – напримаер, в старательном и небрежном письме. Привычный темп может различаться в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности (ученик 1 класса и 3-4 классов).
Критериями определения темпа являются:
· Количество слитных соединей
· Сложность почерка
· Вид начал и окончания движений
· Нажим
· Необоснованные остановки пишущего прибора (для непривычного темпа)
· Цикличность
· Размер почерка (косвенный): большой размер несколько замедляет движения
Быстрый темп характеризуется высокой связностью элементов и букв, приспособленностью конструкций букв и безбуквенных элементов к быстрому темпу (упрощенные, цикличные и простые по сложности), постепенным утолщением начальных и постепенным утоньшением и удлинением заключительных штрихов в несвязанных буквах и элементах, дифференцированным нажимом, изменением прямолинейно-угловатых движений на дугообразные.
Для медленного темпа характерна малая связанность букв и элементов, тупые начала и окончания движений, сильный недифференцированный нажим.
Координация движений – это степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков и их элементов по размеру, разгону, наклону, положению их относительно горизонтали и вертикали, размещению связей между буквами и элементами.
Показателями координации движений являются:
· Устойчивость конфигурации однотипных элементов букв: правильность овалов, одинаковая кривизна дуг, прямизна прямолинейных элементов
· Устойчивое размещение точек начала, окончания, соединения и пересечения движений
· Устойчивость размера, разгона, расстановки, наклона почерка
· Равномерность размещения движений по вертикали (прямолинейная форма линии письма)
Координация движений рассматривается с точки зрения двух степеней точности:
Снижение координации движений движений 1-й группы (степени) наблюдается при выполнении мелких движений (в пределах элементов букв) и проявляется в виде извилистости, изломов, неоднократной угловатости штрихов, неправильности овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.
Снижение координации движений движений 2-й группы (степени) проявляется в несоразмерности крупных параметров движений (в пределах сочетаний букв, слов, строк) в виде неустойчивости размера, разгона, наклона почерка, размещения движений по горизонтали и вертикали.
Координация движения может быть высокой, средней и низкой.
Высокая координация движений характеризуется прямизной прямых элементов и округлостью овальных и полуовальных элементов, устойчивостью в размещении точек начала, окончания, соединений и пересечения движений, равномерностью и устойчивостью наклона, размера, разгона, нажима, размещения букв по горизонтали и вертикали,.
Средней координации присущи отдельные неточности при написании и соединении букв и элементов.
Низкая координация проявляется в неточности движений при выполнении букв и слов, в извилистости, излома при выполнении прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении от установленных прописью размещений точек начала, окончания и соединения движений, в неравномерности размера, разгона, наклона, нажима, размещения букв и элементов по горизонтали и вертикали.
В зависимости от темпа и координации движения можно выделить три основных и две промежуточных группы почерков по степени выработанности: маловыработанный, средневыработанный, высоковыработанный; выше средней и ниже средней выработанности.
Маловыработанный почерк характерен для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка остановилось на начальных стадиях обучения письму. Для него характерны:
· Медленный темп
· Низкая координация
· Простое, близкое к прописям строение букв
· Отсутствие вариационности
Такой почерк неустойчив к воздействию сбивающих факторов. Различают школьный и практический маловыработанный почерки. Школьный почерк отличается стройностью, четкостью, соответствиям прописям при медленном темпе. В отличие от школьного в практическом маловыработанном почерке темп может быть ниже среднего, отчетливо проявляется низкая координация движений 1-ой и 2-о1 групп, имеются буквы, отличающиеся от прописей.
Средневыработанный почерк характерен для лиц, у которых письменно-двигательный навык еще не сформировался окончательно. Бывает у учеников средних школ и лиц, не имеющих большой письменной практики. Средневыработанный почерк характеризуется средней координацией и средним темпом движений, строение букв, в основном, простое.
Высоковыработанный почерк характеризуется быстрым темпом, высокой координацией движений, наличием устойчивой вариационности и стереотипностью движений. Данный почерк обладает наибольшей устойчивостью к сбивающим факторам.
Степень выработанности почерка – наиболее устойчивый из всех общих признаков почерка. Может изменяться (умышленно или при воздействии естественных сбивающих факторов) только в сторону снижения. По различию данного признака можно сделать категорический вывод об отсутствии тождества.
2. Степень сложности почерка.
Признак характеризует построение почерка в целом. Почерки по степени сложности подразделяются на упрощенные, простые, усложненные в зависимости от соответствия исполнения букв нормам прописей
В простом почерке строение букв в большинстве своем соответствует нормам прописей. Данные почерки отражают наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу, но в то же время, сохраняют четкость рукописи.
Вупрощенным почерке система движений намного проще по отношению к прописям, большинство букв упрощеннного строения, значительно выражена цикличность. Такой почерк наиболее приспособлен к быстрому темпу, за счет снижения четкости и читаемости рукописи.
Усложненный почерк меньше всего приспособлен к быстрому темпу. Для него характерна более сложная система движений, чем установлена в прописях. Такой почерк формируется под влиянием стремления лица к оригинальности и украшательству в ущерб темпу.
Степень сложности – признак малоустойчивый к различным изменениям почерка. Направление изменений зависит от причины:
Старательное письмо – тенденция к усложнению, быстрое, небрежное – к упрощению.
Изменение позы, необычный материал письма – тенденция к упрощению
Намеренные изменения – тенденция к усложнению (скорописная маскировка) либо к нормам прописи (перемена пишущей руки).
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 809;