Проверка уровня сформированности творческого опыта учащихся
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о необходимости воспитывать у школьников готовность к творческой преобразующей деятельности. Развитие и накопление творческого опыта учащихся - один из важнейших компонентов целей обучения, особенно в настоящее время.
Школа должна готовить к жизни творческих личностей, то есть таких, которые обладают творческим опытом — развитыми творческими способностями в процессе усвоения и применения физических знаний, творческим мышлением, активной жизненной позицией. В связи с этим возникает вопрос, может ли быть творческий опыт учащегося, творческие способности, творческое мышление объектами проверки?
Может, ибо без контроля за процессом формирования творческого опыта не будет полного набора тех педагогических условий, которые должны привести к накоплению такого опыта. Эти условия, прежде всего, состоят в том, что на основе реализации психологического принципа единства сознания и деятельности нужно организовать соответствующую творческую деятельность. Являясь органической частью учебно-воспитательного процесса, творческая деятельность имеет свой результат и может подчиняться процедуре проверки качества этого результата.
Ясно, что результат творческой деятельности ученика в учебно-познавательных процессах субъективен (как правило), однако иногда он может представлять собой продукт, имеющий некоторое общественное значение (например, созданный учеником интересный прибор, макет), а главное — свидетельствовать об овладении типами деятельности, позволяющими искать и открывать новое (например, решение нового типа задачи, самостоятельное проведение наблюдения и т. д.).
Овладение упомянутыми типами деятельности, в свою очередь, свидетельствует о том, что в сознании ученика появились такие новообразования или у него сформировались такие качества характера, которые отражают стремление к продуктивному мышлению, ориентацию на творческое отношение к действительности.
Свою проверочно-оценивающую деятельность учитель может строить так, что она будет способствовать развитию творческих способностей, а может и затруднять — глушить те ростки, которые природа дала молодому организму. Приведем пример из практики. Ученик VIII класса отвечал у доски на вопрос о свободном падении тел.
Свой ответ он начал не с пересказа материала учебника, а с исторической легенды о том, как «весенним утром 1590 г. на Пизанскую башню поднялся человек с ядром и свинцовой мушкетной пулей. Человек бросил свою ношу с башни. Ученики его, стоявшие внизу, и сам он, глядя сверху, увидели и услышали, что ядро и пуля, существенно разной массы; одновременно коснулись земли. Имя этого человека — 26-летнего профессора — было Галилео Галилей».
Очень важно, чтобы учитель в таких ситуациях не просто поставил ученику оценку «5» за ответ, проявив невнимательность к его учебно-творческой деятельности. Наоборот, он должен подчеркнуть стремление ученика отвечать не стандартно.
В школьной практике применяется много видов творческих заданий (задания IV уровня усвоения материала): решение и составление творческих задач, проведение творческих лабораторных работ и наблюдений, работ физического практикума, написание творческих сочинений по физике и др. Под термином «творческая задача» вслед за В. Г. Разумовским, понимают задачу, алгоритм решения которой учащимся неизвестен (условия ее могут быть с избыточными данными, недостающими данными или вовсе не содержать их).
В. Г. Разумовский различает исследовательские творческие задачи, требующие ответа на вопрос «почему?» (то есть объяснения явления), и задачи конструкторского типа, требующие ответа на вопрос «как сделать?» Например (VIII класс).
На краю горизонтально расположенного диска лежит шайба. Диск постепенно раскручивается, его угловая скорость медленно возрастает. Наступает момент, когда шайба соскальзывает с диска.
Почему шайба соскальзывает? Сконструировать прибор для автоматической записи графика пути свободно падающего тела. Алгоритмов решения этих задач у ученика нет.
Первая решается логически, с экспериментальными подтверждениями. Шайба удерживается на диске, который вращается и не соскальзывает с него, благодаря силе трения покоя, которую можно найти экспериментально, а потом рассчитать максимальное значение угловой скорости вращения диска. Если же скорость будет увеличиваться, то сила трения покоя не сможет уже удержать шайбу на диске, она сорвется и будет двигаться прямолинейно по инерции. Вторая задача требует конструирования.
Любая из программных лабораторных работ, любое экспериментальное задание могут быть поставлены как творческие, все зависит от полноты инструкции. Если задание творческое, то инструкция или не дается совсем или дается неполная, требующая от учащегося творческого мышления, иногда догадки. Приведем примеры (X класс).
Ареометр колеблется в воде. Вычислите значение неуравновешенной архимедовой силы, обусловливающей колебания ареометра (инструкция не дается).
Наблюдайте колебания ареометра в воде. Опустите ареометр в воду и. когда он будет находиться в равновесии, обозначьте на его трубке уровень воды; потом опустите его глубже и определите дополнительную глубину погружения. Если теперь ареометр отпустить, он начнет свободно колебаться «коло положения равновесия. Объясните, какие силы действуют на ареометр и какая из них переменная.
Определите глубину дополнительного погружения, поперечное сечение трубки и плотность воды, вычислите максимальное значение неуравновешенной архимедовой силы, которая обусловливает колебания. Взвесив трубку, найдите массу ареометра и вычислите максимальное ускорение для этой амплитуды колебания (инструкция неполная).
При обучении физике распространены письменные творческие задания. Некоторые учителя дают учащимся VI—VII классов домашнее задание на составление кратких рассказов из жизни, которые после прочтения в классе нужно оценивать.
Выполнение творческих упражнений требует больше времени, чем стандартных. Поэтому слишком жесткое ограничение времени (например, часть урока) на выполнение творческого упражнения, далеко не всегда эффективно для целей контроля. Педагогические условия в таком случае не соответствуют, точнее не способствуют выявлению творческого опыта учащихся.
Дата добавления: 2023-02-20; просмотров: 316;