Социального капитала


Практика рыночного реформирования российской экономики со всей наглядностью продемонстрировала что корни многих проблем хозяйствования лежат в области этики и культуры деловых отношений.

В политическом трактате «О земледелии» римский писатель Марк Порций Катон впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово «культура» ( в пер. с лат. – «возделывание», «обрабатывание», «уход» ), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знания, то есть он изменяет, культивирует их. Этот смысл слова со временем не только сохранился, но и расширился, включив в себя процессы, связанные с другими сферами человеческой деятельности. Для римлян противоположностью понятия «культура» было понятие «натура», то есть природа. Объектом воздействия может стать и сам человек – об этом говорил римский политический деятель Цицерон. Он полагал, что при помощи философии можно «возделывать» ум человека и развивать в нем качества, дающие ему возможность стать достойным гражданином.

В настоящее время понятие «культура» имеет множество смысловых значений. Наличие разнообразных определений свидетельствует отнюдь не о бессилии науки, а об известной непостижимости культуры, или, как писал О.Шпенглер, ее «души». Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Культура многогранна и пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и экономическую. Ее важнейшей функцией является обеспечение целостности непрерывно меняющегося и развивающегося общества.

Культура стала предметом систематического исследования лишь в конце Х1Х – начале ХХ веков. Существует более ста определений понятия «культура», каждое из которых раскрывает какую-либо значимую сторону этого явления. Так культура в философском смысле – это нормативный идеал жизни человека в виде системы идей, ценностей, образцов поведения получающих отражение в законах, национальных обычаях, традициях, религиозных заповедях и нормах повседневного общения.

Выделяют культуру как вторую природу (при этом первой является сама природа), включающую материальную культуру, социальную культуру, личную культуру.

Также культура рассматривается как сфера деятельности и процесс окультуривания человека, облагораживание его задатков и способностей, способов поведения, формирование интереса к духовной жизни. Культура личности включает физическую культуру (направлена на поддержание физического здоровья и включает возможность владеть своим телом в совершенстве), духовную культуру (представляет собой мир идей, связанных с проблемами человеческого бытия и его места в мире), культуру быта (вещественная среда обитания и одновременно отношение к ней), интеллектуальную культуру (включает в себя адекватное восприятие и отражение различных сторон и отношений окружающего мира), культуру питания, отдыха, культуру поведения в семье, в общественных местах.

Культура как искусство рассматривается как созидание и накопление духовных ценностей. Виды искусства: художественная литература, театр, кино, музыка и т.д.

В управлении и бизнесе изучаются и культивируются следующие виды культуры:

- культура труда характеризует процесс и организацию труда. От нее в значительной степени зависит производительность труда;

- производственная культура - более широкое понятие, включающее все организационно-технологические аспекты производства, начиная от поставки сырья и заканчивая упаковкой продукции;

- технологическая культура означает точное соблюдение требований технологии, а также предполагает гуманизацию средств труда, производственной среды, то есть требует чтобы при создании новой техники учитывались физические и психологические особенности самого человека;

-культура управления включает отношенческие аспекты организации производства, отражая характер взаимоотношений внутри организации в плане поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

- культура предпринимательства – это совокупность поведенческих стереотипов, ценностных предпочтений, норм хозяйственного поведения, принципов и общественных институтов, определяющих формы экономической активности субъектов предпринимательской деятельности;

- информационная культура выражает морально-психологический характер отношений между людьми по поводу получения, передачи, хранения и использования информации;

- культура деловых отношений отражает морально-психологический аспект отношений внутри организации и с деловыми партнерами, предполагая высокую степень корректности, уважительности, понимания и доверия между участниками этих отношений. Во взаимоотношениях между партнерами ее показателем служит, в первую очередь, мера выполнения взаимных обязательств.

В России культура деловых отношений остается пока на низком уровне. По оценкам экспертов, около 60 – 70% договоров не выполняются, особенно в отношении таких характеристик как качество и объем поставок. Поэтому необходимость повышения деловой культуры в российской экономике является очень актуальной. Ее основными характеристиками должны быть:

- человечность отношений;

- регулятивность социальных механизмов, что позволяет снизить количество негативных отклонений в поведении;

- технологичность (воспроизводимость образцов поведения), означающее, что сложное поведение может быть разбито на ряд простых действий;

- продуктивность – способность созидать новые образцы;

- согласованность традиционности и новизны;

- информативность – культура должна быть понятна и воспринимаема всеми людьми;

- коммуникативность – культура должна вести к объединению людей, а не к изоляции;

- нормативность культуры определяет культурные отношения как норму, эталон, закон.

Среди видов культуры огромное значение имеет нравственная культура. Нравственная культура – характеристика межличностных отношений, способов регуляции поведения и поступков людей на основе моральных норм и идеалов. Нравственная культура находит выражение в различных кодексах чести. Это внутренне организованный образ, в котором мир описывается, оценивается и предписывается для поведения; это определенная идеология, призма, через которую деловой человек смотрит на мир.

В отличие от отдельных рекомендаций, кодекс представляет собой более обоснованные, собранные воедино «путеводители» правильного поведения. Когда работникам приходится делать нравственный выбор в конкретной деловой ситуации, их суждения часто бывают слишком субъективными, зависят не только от уровня нравственного воспитания человека, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в организации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих других факторов. Само существование такого кодекса (своеобразного нравственного стандарта компании) помогает работникам проникнуться пониманием важности своей деловой миссии и принимаемых им решений.

В современную хозяйственную практику этические кодексы вошли в 70-е годы ХХ века в США, где с их помощью многие крупные компании стремились поддержать свой имидж в глазах широкой публики. В Западной Европе они появились только в середине 80-х годов и до сих пор воспринимаются как американская модель. Однако история возникновения деловых моральных кодексов более продолжительна. В России первые кодексы чести деловых людей появились еще 200 – 250 лет назад и связаны, прежде всего, с деятельностью купцов.

Потребность внедрения в современную практику российского бизнеса норм деловой культуры была осознана многими предпринимателями еще в самом начале рыночных реформ, что выразилось в принятии различными корпоративными объединениями своих кодексов, например:

- кодекс чести банкира (1992 г.);

- кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.);

- кодекс чести членов Российской гильдии риэлтеров (1994 г.);

- кодекс чести брокера ( см. приложение 1).

В настоящее время многие представители российского бизнеса понимают необходимость повышения культуры и формирования здоровой этики предпринимательства. Культурный фактор является важным резервом повышения конкурентоспособности и, как следствие, эффективности национального хозяйства. Повышение культуры и оздоровление этики хозяйственных отношений способно существенно поднять качество национального человеческого капитала, что является ведущим фактором экономического и социального развития в условиях постиндустриальной экономики.

 

Литература

1. Балбеко А.М. Культура предпринимательской деятельности //Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №4. – С.192-202.

2. Кононенко Б.И. Основы культурологи: Курс лекций/ Б.Кононенко. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 208 с.

3. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 218с. – (Серия «Высшее образование»).

4. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.