Анатомия социального действия
В предыдущих разделах курса уже определялось понятие общества. Нетрудно заметить, что всё, называемое общественной жизнью, обществом или общественными явлениями, представляет собой настолько сложный комплекс фактов и процессов, что изучить его, не разложив на составные части, практически невозможно. Как подойти к анализу этой бесконечно пестрой и постоянно изменяющейся, как в детском калейдоскопе, картине? Вероятно, необходимо найти “простейший элемент”, первоклеточку, которая могла бы стать моделью для изучения всего общества в целом. Что является такой исходной клеточкой, «неделимым атомом»?
Как бы ни рассматривали социологи общество: как нечто объективно существующее, проявляющееся в рисунке социальных фактов, или как нечто субъективное, построенное согласно действиям и воззрениям людей, как интерсубъективный феномен, – нетрудно заметить, что, несмотря на разницу методологических установок, все они признают, что исходной точкой для познания социальных феноменов служит человеческая активность, действие. Следовательно, вполне допустимым будет предположение, что именно оно (действие) является тем самым «неделимым» атомом, с которого необходимо начать изучение общества. И это первое обстоятельство, которое диктует нам изучение этой проблемы в рамках курса социологии. Второе обстоятельство связано с тем, что в своей повседневной жизни мы сами совершаем некие поступки и сталкиваемся с действиями других людей. Иногда череда этих поступков проходит мимо нас, мы не подвергаем их осмыслению. Но в иные моменты мы задумываемся, почему я поступил так, а не иначе, или как я должен поступить, чем руководствовался другой в своих поступках и т.д. Как сказал знаменитый французский мыслитель Жан-Поль Сартр, «люди приговорены к свободе». В принципе, каждый из нас в любой момент мог бы поступить иначе, чем он сделал. Но, с другой стороны, люди всегда поступают вполне определенным образом. Какие факторы оказывают влияние на поведение индивидов, каковы способы и механизмы взаимодействия людей – вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой лекции.
Итак, что такое социальное действие? Отнюдь не всякое действие индивида или группы можно считать социальным. Известный социолог М. Вебер одним из первых оговорил те условия, при которых некое действие может быть рассмотрено как социальный феномен. Он писал: “Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него” [2, с. 602-603]. Другими словами, социальное действие обладает двумя отличительными признаками:
1. Оно осознанно, то есть направлено на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. В этом отношении поведение человека на рок-концерте или политическом митинге, зевание вслед за зевающим собеседником не является в точном смысле слова социальным поведением, ибо основано преимущественно на простом подражании.
2. Оно ориентировано на других. Разъясняя смысл этого феномена, М. Вебер отмечает, что социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (например, месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, мера защиты против возможного нападения). В качестве “других” могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные люди. Поэтому социальным нельзя назвать действие, ориентированное на ожидание определенного поведения со стороны вещественных предметов – машин, явлений природы. Известный веберовский пример: внезапно пошел дождь, прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия потому, что каждый раскрыл зонт, чтобы уберечься от дождя, а не потому, что так сделали все остальные. Не будет социальным действием в веберовском смысле слова и одинокая молитва, и сами по себе рыбная ловля или охота, если они не соотносятся с поведением других людей. Случайное столкновение велосипедистов может быть не более, чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последовавшая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.
Сказанное делает очевидным, что провести четкую грань между социальным и несоциальным (природным, естественным) действием крайне трудно. Еще сложнее определить, насколько оно осознано, осмыслено. В зависимости от степени рациональности социального действия, М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целе-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.
Целе-рациональное действие характеризуется ясным пониманием того, чего Деятель (по терминологии Т. Парсонса – действующее лицо, Actor) хочет добиться, какие средства, пути для этого наиболее пригодны, будут максимально эффективны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой степени он может использовать их для достижения своей цели. Возможное противоречие между его собственной целью и интересами, потребностями другого разрешается самим Деятелем на основании расчета положительных и отрицательных последствий своих поступков. От того, насколько точен и верен этот расчет, будет зависеть успех предпринимаемых действий.
Ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в данном обществе ценностям – религиозным, идеологическим, моральным, политическим, эстетическим. Деятельность человека в данном случае ориентирована на реализацию его представлений о долге, достоинстве, красоте. В разрешении противоречия между личной целью и ориентацией на другого он будет полагаться на принятые в обществе стандарты поведения, ценности, нормы, а не на соображения успеха или выгоды.
Два других вида – традиционное и аффективное действия – не являются в строгом смысле слова социальными, ибо находятся на границе того, что осмыслено, осознано. Традиционное действие основано на глубоко усвоенных образцах поведения, нормах, ставших привычными и не требующими специального осмысления, не подлежащих проверке на истинность. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Оно совершается в ситуации сильного раздражения, в момент вспышки гнева, при стрессе и т.д.
Безусловно, в реальной жизни встречаются все перечисленные типы социального действия, а в поведении отдельного человека есть место и строгому расчету, и традициям, моральным нормам, и аффекту. Исторический опыт свидетельствует о том, что жизнь человека неодномерна, противоречива. Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует вполне осознанно. Высокая степень рациональности и целесообразности, например, в действиях политика, борющегося со своими противниками, или в действиях руководителя, контролирующего поведение подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах. Вместе с тем, в определенные исторические эпохи тот или иной тип социального действия может превалировать, играть главную, системообразующую роль. Так, в традиционных обществах поступки человека определяются преимущественно ценностными ориентациями, религиозными убеждениям, привычками. Европейская же история последних столетий, по мнению М. Вебера, свидетельствует о вытеснении ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, о замене внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением, соображениями интереса, выгоды , успеха, что позволяет говорить о рационализации как судьбе западной цивилизации. При этом необходимо отметить то важное обстоятельство, что М. Вебер считал наиболее “чистым” образцом целерационального действия поведение индивида в экономической сфере.
Таким образом, социальное действие предстает перед нами как феномен, обладающий сложным анатомическим строением. Реализация Деятелем (индивидом или группой) своей цели, осмысленной сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий-обязательств, с необходимостью включает в себя: действующее лицо, цель действия, метод действия, другое действующее лицо, на которое ориентировано действие, и результат действия.
Перечень элементов, составляющих социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная и культурная среда, которая оказывает влияние на его поведение. Именно поэтому Т. Парсонс, разрабатывая обобщенную модель любого социального действия, кроме уже перечисленных элементов, выделил также и ситуационное окружение, т.е. совокупность факторов, обстоятельств, конкретных условий, которые, с одной стороны, делают возможным осуществление действия, а с другой – ограничивают пространство выбора. К такого рода факторам он относит четыре системы:
1. Биологическая система определяет те возможности и границы в поведении человека, которые диктуются его анатомо - физиологическим строением, видовым отличием homo sapiens.
2. Культурная система определяет устойчивые образцы поведения, нормы, верования, существующие в данном обществе.
3. Личностная система представляет собой, в известной мере, уникальную систему поведения каждого индивида.
4. Социальная система определяет границы поведения человека наличием других действующих индивидов.
Очевидно, что ни один индивид не совершает социального действия без учета ситуации и всех факторов, ее определяющих. Необходимо подчеркнуть, что все эти системы оказывают определенное влияние на характер социального действия, но в каждом конкретном случае возможен приоритет того или иного фактора.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 537;