ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА POCCии


КОНЦА XIX - XX ВЕКА

 

Глава 1.

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» российских муз

 

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А.А. Блока:

 

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все —

и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

 

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Некогда высмеянная Грибоедовым "смесь языков — французского с нижегородским" дала удивительные плоды. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса— телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Развитие научно-технической мысли требовало существенной перестройки народного образования. Неслучайно в начале XX в. эта проблема стала особенно острой. Система народного образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). Подавляющая часть населения оставалась неграмотной (с 1897 по 1917гг. уровень грамотности возрос с 21% до 31%). В 1906г. в Государственную думу был внесен проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако закон так и не был принят.

Гораздо успешнее развивалось среднее и высшее образование. Были открыты новые высшие учебные заведения — Политехнический институт в Петербурге, университет в Саратове и др. К 1914 г. в России было 16 технических институтов, 30 высших женских учебных заведений, 47 учительских институтов и более 170 учительских семинарий. С 1906 г. открываются так называемые "народные университеты", где бесплатно преподавали русские профессора для всех, желающих учиться. Всего же число студентов России предоктябрьской эпохи выросло в 10 раз.

Развитие просвещения и образования совпало с ростом книгоиздательского дела и периодической печати. В начале XX в. в России выходило 125 газет, в 1913г. их было уже около 1000. К этому времени издавалось 1263 журнала, а по количеству издаваемых книг Россия вышла на третье место в мире (после Германии и Японии).

Крупные издательства ставили перед собой достаточно демократические цели. Так, И.Д. Сытин выпускал книги серии "Библиотека для самообразования", А.С. Суворин — серию "Дешевая библиотека". Цены на такую литературу были действительно весьма низкими. В 1889г. в Петербурге открылось книгоиздательское товарищество "Знание" (которое позднее возглавил М. Горький), публиковавшее новейшие произведения выдающихся русских писателей — А.И. Куприна, И.А. Бунина, М. Горького.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" — кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм "Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков). В 1911—1913 гг. В А Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, ЯАПротазанова и др.

Начало XX в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в провинциальных городах появляются многочисленные научные общества (более 700), проводятся научные съезды и конференции по проблемам воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики, сельского хозяйства и др. Индустриализация России способствовала бурному росту естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых имели прогностическое значение для развития всей мировой науки. Так, основы современной аэродинамики заложил великий русский исследователь Н.Е. Жуковский, основавший в 1904г. Аэродинамический институт под Москвой. Человек острого ума и широкого кругозора, он проводил исследования по астрономии и математике, гидродинамике и прикладной механике, открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта.

Другой великий ученый, К.Э. Циолковский, скромно трудясь в калужской гимназии, потряс воображение современников, опубликовав в 1903 г. работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это исследование открыло дорогу современной космонавтике.

Основы многих новых наук были заложены "Ломоносовым XX века" — академиком В.И. Вернадским. Научные предвидения ученого поразительны. Им была предсказана опасность, грозившая человечеству, вступившему на путь расщепления атома ("лучистой энергии"). В 1915 г. по инициативе ученого была создана комиссия по изучению естественных производительных сил России. Вернадский первым обозначил направление развития экологии, биогеохимии, биохимии, радиогеологии. Его теория "ноосферы" стала основой современной философии жизнедеятельности.

Большое признание получили разработки крупнейшего физика П.Н. Лебедева, основоположника в изучении ультразвука. Его труды сыграли важную роль в рождении теории относительности, астрофизики, квантовой теории.

Достижения русской науки получили резонанс во всем мире. В 1904г. Нобелевская премия была присуждена академику И.П. Павлову за исследования в области физиологии пищеварения, а в 1908 г. той же высокой награды удостоился естествоиспытатель И.И.Мечников за работы по сравнительной патологии, микробиологии, иммунологии.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмбнт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Огромную роль в становлении религиозной философии сыграл B.C. Соловьев (1853-1900). Образ одаренного человека, оратора, философа, поэта сохранили строки А. Белого:

 

Он угрожает нам бедой,

Подбросит огненные очи;

И — запророчит к полуночи,

Тряхнув священной бородой.

 

Во взглядах Соловьева удивительно сплелись мистические верования и светский злой скептицизм. Неслучайно многие современники считали его прототипом образа Ивана Карамазова. Учение Соловьева также полно антиномических построений. В нем есть и богословский рационализм, и христианские идеалы Софии — Премудрости Божией, и чисто российское искание правды. Суть же его рассуждений можно определить двумя словами — "любовь" и "соборность". В любви философ видел высшее проявление человека, его преображение. В соборности же — исконную национальную традицию слияния в Боге общего и индивидуального. Как считает В.В. Зеньковский, система Соловьева— опыт синтеза религии, философии и науки, оплодотворившей философскую мысль XX века.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — НА. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

"Вехи" имели большой резонанс в русском обществе. В полемике с авторами сборника В.И. Ленин назвал его "энциклопедией либерального ренегатства". Проблема отношения интеллигенции к народу была в те годы наиболее животрепещущей. В трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, М.Н. Покровского вопросы философии, социологии и истории рассматривались с материалистических позиций.

Октябрьская революция 1917г. перевела этот спор в иную плоскость. Большевистская диктатура не могла допустить идейного многообразия, и поэтому большинству русских религиозных философов пришлось эмигрировать за границу. Там многие из них создали свои блестящие работы, повлиявшие на развитие философии в европейских странах и США.

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров. «Россия — молодая страна, и культура ее — синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более — прозаик о поэте и поэт о прозаике. Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения (вовсе не непременно личного) у нас налицо... Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга — философия, религия, общественность, даже — политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры", — подчеркивал А.А. Блок, Действительно, на первый взгляд художественная культура "серебряного века" полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракционизм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного пения"... Контрастных, порой взаимоисключающих художественных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. Однако эта многогранность искусства "серебряного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.

Итак, "серебряный век" не отменил реализма, целенаправленно утверждающего эстетику "внешних обстоятельств" и социальных первопричин в литературе, живописи, театре, отчасти музыке предшествующего столетия. Мучительные поиски социальной справедливости воплотились в поздних творениях Л.Н.Толстого ("Воскресение", "Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"), в театральной драматургии А.П. Чехова ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"), в рассказах и повестях В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, А.Н. Куприна, И.А. Бунина. В начале века раскрылся талант молодого М.Горького, которого принято было считать "первым пролетарским писателем".

Функционировало "Товарищество передвижных выставок". Продолжали выставлять свои полотна И.Е. Репин и В.И. Суриков. В художественной среде в моде оставались социально заостренные сюжеты (например, полотно "Прачки" А.Е. Архипова). В музыкальном искусстве были сильны традиции "Могучей кучки".

Несмотря на различие индивидуальных почерков, всех указанных мастеров объединяет генетическая связь с русским искусством XIXв., с тем правдоискательством, которое Д.С. Лихачев назвал главным содержанием нашей культуры, начиная с X века.

"Грань веков" в одночасье изменила направленность этих поисков. Состоялось обновление сущностных взглядов на мир и самого образа мира в искусстве. Вот как оценивал эти перемены Н.А. Бердяев: "В начале велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, — борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена традициям освободительного движения, как измена народу, как реакция. Это было несправедливо уже потому, что многие представители культурного ренессанса были сторонниками освободительного движения и участвовали в нем. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма".

Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. "Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и фугуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

Если проследить историю рождения многочисленных нетрадиционных художественных направлений, то невольно поразишься ее динамике, интенсивному взрывному накалу. Подобно искусству XVIII в., музы "культурного ренессанса" переживали этап "ускоренного развития", когда, в соответствии с уже упомянутым ранее положением Г.Д. Гачева, образуется некий синтез из "прежнего состояния мира" и новых идей. Порой ценой столь стремительного порыва к новому были недосказанность и недовогоющенность замыслов, разочарование в творческих идеалах, скепсис и злая ирония. И все же это был подлинный расцвет творческого духа, период раскрепощения художественного гения нации.

Первые провозвестники "культурного ренессанса" появились еще в 80-е гг. XIX в. В 1882г. в работе "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле "мистического содержания", свободного выражения религиозного чувства.

Итак, началом начал можно считать призыв к познанию вечных духовных ценностей. Были произнесены и другие, не менее заветные слова— "нравственность" и "культура". Нравственность есть высшая цель развития культуры. Это положение в дореволюционной России признавалось многими художниками.

В конце XIX в. заявили о себе поэты-символисты "первой волны" — З.Н.Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский. Им на смену пришли поэты-"младосимволисты" — А. Белый, А.А. Блок, Вяч.И. Иванов, композитор А.Н. Скрябин. В начале XX в. темп смены художественных течений все ускорялся. Родился поэтический акмеизм (Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова), музыкальный неоклассицизм (С.И. Танеев, Н.К. Мет-нер, позднее И.Ф. Стравинский), поэтический футуризм (А.Е. Крученых, В. Хлебников, В.В. Маяковский), кубофуту-ризм, абстракционизм и примитивизм в изобразительном искусстве (П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, В.В. Кандинский, К.С. Малевич). И одновременно явилось новое направление в церковной музыке — "школа Синодального училища", вдохнувшая жизнь в произведения древнерусского певческого творчества. "Второе дыхание" обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии, в музыке С.В. Рахманинова, в живописи М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Изменился "социальный статус" искусства. Кажется, никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. В столицах — Петербурге и Москве сложилась особая художественная среда — элита, взгляды которой влияли на общественную жизнь и вкусы. Серьезные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в "Религиозно-философском обществе" тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Под крылом "Мира искусства" собрались талантливые художники, музыканты, хореографы, составившие немеркнущую славу русского искусства. Огромную роль в развитии идей "культурного ренессанса" сыграли журналы "Весы", "Новый путь", "Мир искусства", "Северный вестник", "Золотое руно", "Перевал". Многие издания пестовались лучшими умами России.

Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение.

Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной — необъятной, зовущей, пугающей.

К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств:

 

Чем больше я живу — тем скорбь моя сильнее

И неотзывчивей на голос дальних бурь,

И смерть моей душе все ближе и яснее,

Как вечная лазурь.

(Д.С. Мережковский)

 

Для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения:

 

Над бездной ночи Дух, горя,

Миры водил Любви кормилом;

Мой дух, ширяясь и паря,

Летел во сретенье светилам.

(Вяч.И. Иванов)

 

Этапы преображения человеческого духа в космосе воплотил в симфонической музыке А.Н. Скрябин. Смерть как инобытие, как свет и прозрение виделась многим художникам спасительным островом для мечущейся и страдающей человеческой души:

 

И к вздрагиваньям медленного хлада,

Усталую ты душу приучи,

Чтоб было здесь ей ничего не надо,

Когда оттуда ринутся лучи.

(А.А. Блок)

 

Иным началам "космической темы" — космосу Души было посвящено немало вдохновенных страниц русского искусства. Культ трепетного Чувства был необычайно силен, и его пылкость рождала состояние "дионисийства", всепожирающего экстаза. Опьянение любовью, чувственной красотой мира, бурными стихиями огня и воды, упоение радостью бытия — достаточно яркая образная сфера искусства этого времени. Слово "любовь" в искусстве "серебряного века" было не декларированным, но глубоко выстраданным. Личные любовные переживания составляли лишь одну из граней этого необъятного "микрокосмоса". Не менее сильными оказались темы любви к Богу и России:

 

Из моря слез, из моря муки

Судьба твоя — видна, ясна:

Ты простираешь ввысь, как руки,

Свои святые пламена...

(А. Белый)

 

При всей "космической" общезначимости и европейской ориентированности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма и др.), в них с особой глубиной начинает разрабатываться "русская тема", символика национальной самобытной красоты. Звучат древнерусские песнопения в музыке Рахманинова, Гречанинова, Кастальского, Черепнина. Сияют красавицы-купчихи на полотнах Кустодиева. Радуют глаз лубочные образы картин Лентулова. Летят скифские колесницы в поэзии Соловьева, Брюсова, Блока, в музыке Прокофьева. Глядит языческая Русь с полотен Рериха. Торжественно шествуют старцы — "праотцы человечьи", и пляшет неугомонный Петрушка в балетах Стравинского. В красках и звуках преображается вечно живая русская сказка: "Аленушка" Васнецова, "Леший" Врубеля, "Баба-Яга" и "Кикимора" Лядова...

Обращение к истокам не исчерпывается "русской темой". "Вечная гармония" искусства прошлых эпох, его загадочные лики, образы, предметы, чуть затененные столетиями, словно пробуждаются для новой жизни в творчестве нео-классицистского направления.

Рассмотрим последовательно основные художественные течения "серебряного века". Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел высокий философский смысл, отраженный в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, B.C. Соловьев; теоретиком же принято считать В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трех сборниках "Русские символисты" (1894—1895), а в 1904—1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал "Весы". В русской литературе выделяются "две волны" символизма. Первая связана с именами "старших" символистов — В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус. К "младшим" же приверженцам символизма (иначе, к "младосимволистам") относятся А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.

"Ключевым" словом эстетики символизма было философское понятие "символ", которое трактовалось как "связь между двумя мирами", как "знак иного мира в этом мире". В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.

Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к "надвременным" проблемам:

 

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий? —

 

так удивительно точно обобщил мироощущение символизма B.C. Соловьев.

У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, "кассандровское начало". Эсхатологические предсказания "конца культуры", "края истории", "гибели России" звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну — музыкальную сущность мироздания. Удел творца — вслушиваться в звуки "вселенской симфонии", постигать невидимые миры. С культом "музыкальности" наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций "скрытой музыки".

Впервые развернутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский (1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел ее в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создает особую область философии — "мистический символизм". Он пришел к выводу: в жизни человечества борются две правды — небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего "Я". Дух же устремлен к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: "Христос и Антихрист", "Смерть Богов (Юлиан Отступник)", "Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи)", "Антихрист (Петр и Алексей)", трилогия из русской жизни "Павел!", "Александр!", "14 декабря".

Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлеченными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать "революцию крови". В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик "грядущего хама", погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости "земного рая".

Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д.Бальм6нт (1867-1942).

Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: "Под северным небом", "В безбрежности", "Тишина", "Горящие здания", "Будем как солнце", "Только любовь". В эти полные творческого подъема годы в нем проснулся "композитор". Стихия "музыкальности" буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.

Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приемы, интонационно родственные музыке — аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создает множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно "опевать" один и тот же мотив.

Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн "Будем как Солнце" (1903). Солнцу — идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

 

Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников [1863—1927]). "Беру кусок жизни... и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт", — эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землей Ойлё, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых "гоголевских" романов "серебряного века" — "Мелкий бес"(1892—1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.

В поэтическом мире Сологуба переплелись мечта и явь. Мечта — далека и недосягаемо-прекрасна. Явь — клетка, в которой живут люди, "пленные звери". Жизнь их находится в руках неведомых сил, подобных знаменитым "чертовым качелям":

 

В тени косматой ели

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой...

Вяч.И. Иванов (1866—1949) в поэтической среде считался авторитетным философом. Подобно Соловьеву, он развивал идею "соборности" как системы религиозной связи людей. Будущее России Иванов видел в рождении новой всенародной религиозной культуры. Он мечтал о художнике-теурге, который будет творить сценарий некоего "всенародного действа", похожего на старинную мистерию. Воплощая мистерию, человечество обретет духовное величие, преодолеет индивидуализм, преобразится в божественном экстазе.

Поэзия Вяч. Иванова пронизана музыкой. Он слышал музыку во всех проявлениях бытия, находил "музыкальные эквиваленты" звукам природы:

 

"Ты богат", — поет багрец прощальный;

"Ты счастлив", — поет кристальный луч...

("Седьмой день")

 

Игра интонационно близких слогов создает в его стихах некий "музыкальный мир", где понятийность словно исчезает, оставляя тонкий "звуковой смысл".

Лидером символистов считался В.Я. Брюсов (1873—1924). Выходец из семьи бывшего крепостного крестьянина, Брюсов создал поэзию величавую, литую, упругую. Идея религиозной "соборности" была ему абсолютна чужда. Воспитанный на книгах Дарвина и Чернышевского, Брюсов сделал решительный шаг к обновлению поэзии, оставаясь убежденным материалистом. Человек трезвого ума, Брюсов стремился найти темы более "земные", объективно значимые. В его зрелой поэзии нет абстрагированности от жизни.

Эпиграфом из Откровения Иоанна Богослова начинает Брюсов свою поэму "Конь блед": "И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть". Строки этого древнего пророчества перекликаются в поэме с пророчеством новым: грядет жестокий индустриальный век! Поэт одним из первых выразил ритмы индустриализации, грохот ее машин, гипнотизирующее мерцание электрических огней.

В предреволюционные годы все более проявляется "нормативный" рационализм поэта. Порукой тому была увлеченность отдаленным историческим прошлым. Брюсов пишет роман "Огненный ангел" (1:907—1908) — любовно-авантюрное повествование о средневековой Германии, воскрешающее времена инквизиции и "процессы ведьм". Он все больше становится "художником зрения, а не слуха", возлюбив не звуки, а "меру, число, чертеж". Поэт тяготеет к образам античной культуры, к передаче зрительных, почти живописных впечатлений ("Медея", "Ахиллес у алтаря", "Одиссей", "Дедал и Икар"). Граненая, словно высеченная из мрамора пластика его поэзии позволяет считать Брю-сова одним из предтеч неоклассицизма в русском искусстве.

Смешение мистики и гротеска, высокого и низменного, серьезного и ироничного — так можно охарактеризовать необъятный образный мир Андрея Белого (Б.Н. Бугаева [1880—1934]). Блистательный поэт, прозаик, критик, филолог, он был талантлив во всем. Еще в юношеские годы он увлекся проповедями В. Соловьева и окунулся в создание "музыки" стиха. "Симфонии" — так называл Белый свои первые поэтические опыты, полные мистического трепета и предожиданий. Создание сборника "Золото в лазури" (1904) обозначило наступление творческой зрелости. Поэтическая речь Белого становится ярко индивидуальной. Порой кажется, что он чувствует мир не только как поэт, но одновременно как музыкант и художник. Мотивы, образы, интонации его лирики рождаются "на грани" синтеза звуковых, ритмических и живописных ассоциаций:

Бывало:

— снеговая стая —

Сплошное белое пятно —

Бросает крик, слетая, тая, —

В запорошенное окно;

Поет под небо белый гейзер:

Так заливается свирель;

Так на рояле Гольденвейзер

Берет уверенную трель.

("Первое свидание")

 

В 1909 году выходит книга "самосожжения и смерти" — "Пепел", посвященная памяти Некрасова. Что связывало поэта-символиста с "рыдающей" некрасовской музой? Обращение к классику русского реализма открыло для Белого путь к познанию России. Следующая крупная работа Белого — сборник стихов "Урна". В нем совсем иной мир. "Урна" была задумана мастером как "раздумья о бренности человеческого естества с его страстями И порывами". В этой книге Белый откровенно мистифицирует читателя, ведет с ним "игру". Он легко соединяет "прошлое" и "будущее", классическую речь российской поэзии XVIII в. с изысканными современными образами.

В предреволюционные годы Белый увлекается критикой и публицистикой, создает свое самое значительное прозаическое произведение — гротескно-сатирический роман "Петербург". Поэт все более проникается трагическим ощущением кризиса цивилизации, все более верит в символизм, как "религиозное исповедание", предшествующее новому Богоявлению. Идеи социальной революции в ее материальном виде ему совершенно чужды. Подобно большинству художников "серебряного века", Белый оставался верен светлым идеалам революции духа.

А.А. Блок (1880—1921) прожил короткую, но насыщенную и яркую жизнь. Он успел реализовать многие грани своего поэтического гения. Великий поэт, Блок был и великим мыслителем, подлинным выразителем высших озарений отечественной культуры, кумиром интеллигенции. Б.Л. Пастернак в "Докторе Живаго" свидетельствует: "Блоком бредила вся молодежь обеих столиц, Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни". Другой современник добавляет: «Наша первая юность проходила под знаком Блока... К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы ее слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически. Впрочем, Блок сам говорил: "В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах... Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм"».

О наследии Блока написано много. Поэтому, не повторяя известное, обратим внимание лишь на некоторые грани его творчества.

Первая книга символистской лирики Блока — "Стихи о Прекрасной Даме" (1904), посвященная теме вечной женственности, была наполнена мистическими настроениями. Постепенно поэт освобождается от декадентского культа "чистого искусства". Его сочинения отражают глубокие философские раздумья о судьбах Руси ("Сытые" [1905], "Нечаянная радость" [1906], "Русь" [1906], "Родина" [1907-1916], "На поле Куликовом" [1908], "Россия" [1908]). Блок надеялся на великую очистительную силу революции, способную преобразить старый мир (поэмы "Двенадцать" [1918], "Скифы" [1918], статья "Интеллигенция и революция" [1918]).

Большое место в лирике поэта занимает тема Родины:

 

Россия, нищая Россия,



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 390;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.053 сек.