КУЛЬТУРА 20-х — 80-х ГОДОВ XX ВЕКА
Приход к руководству страной партии большевиков, становление советской власти в центре и в провинциальных областях ознаменовали наступление нового этапа в культурной жизни общества. Ужасы гражданской войны, идеология классовой борьбы, проповедь атеизма не могли не повлиять на духовное здоровье народа. Вернуть общество к созиданию после нескольких лет разрушительных войн и революций новый режим мог лишь при условии веры (искренней или формальной) в коммунизм. Поэтому образование, наука, искусство рассматривались теоретиками большевизма как важнейшие инструменты воспитательного характера, воздействующие на народ с вполне определенной политико-идеологической целью.
Первые шаги государственного планирования в области образования были сделаны под непосредственным руководством В.И. Ленина. Проводимые реформы получили Название "культурная революция", одной из задач которой была ликвидация массовой неграмотности. В процессе решения этой давно назревшей для России проблемы в 1918—1919 гг. была полностью перестроена система народного образования: школы стали общенародными и бесплатными, запрещалось существование частных школ, лицеев, гимназий, органы просвещения отделялись от церкви. Реформы в массовом образовании положили начало идеологизации культуры. Это придало ей государственный "статус", но и фактически подчинило аппарату чиновников, как партийных, так и правоохранительных. С другой стороны, новая политика давала возможность финансирования крупных проектов в образовании, науке, культуре на протяжении всех лет существования советской власти.
В первые годы после революции основными носителями и творцами российской культуры оставались представители старой интеллигенции. Вопрос о судьбе специалистов с дореволюционным стажем в то время стоял очень остро. Большая часть научной и художественной элиты нации, оставшись в России, не была готова к восприятию идеалов "пролетарской культуры". Расхождение теории о "светлом будущем" с практикой повседневного насилия отпугнула от большевиков многих "аристократов духа". Смятение чувств отразилось в творчестве столь разных людей, как А.А. Ахматова и М. Горький, А.А. Блок и Е.И. Замятин, М.И. Цветаева и Б.Л. Пастернак. Для некоторых иллюзии рассеялись с расстрелом в 1921 г. замечательного поэта Л.Н. Гумилева. Другие, ломая себя, пытались разделить судьбу своего народа, опираясь по российским интеллигентским традициям на незыблемый "закон" — "народ всегда прав".
Неслучайно в 20-е гг. большой поддержкой пользовались идеи, впервые прозвучавшие в сборнике статей "Смена вех" (издан в 1921 г. в Праге кадетами и октябристами Н.В. Устряловым, Ю.В. Ключниковым, А.В. Бобрищевым-Пушки-ным и др.). "Сменовеховство" отразило патриотизм значительной части российской интеллигенции, призывавшей не к кровавой борьбе, а к сотрудничеству с советской властью. В статьях были выдвинуты практически осуществимые задачи экономического и культурного возрождения России. Многие из "сменовеховцев" искренне верили, что русский народ преодолеет экстремизм революционной эпохи и встанет на общеевропейский путь развития свободного демократического общества.
Советское и партийное руководство стремилось использовать тех специалистов, которые по роду своей деятельности не представляли большой идеологической опасности для новой власти. К ним в первую очередь относилась интеллигенция, работающая для усиления обороноспособности страны. Поэтому многие крупные специалисты успешно продолжили свои исследования. К ним относятся Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Бах, И.М. Губкин, Н.И. Вавилов, ФА. Цандер, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.
Гуманитарная же наука и развитие художественной культуры были поставлены под строгий контроль государственных и партийных органов. Так, в 1921 г. упраздняется автономия университетов и институтов. Педагогический состав регулярно подвергается "чисткам", результатом которых было увольнение профессоров и преподавателей, не разделяющих коммунистические идеи. В 1922 г. учрежден цензурный орган Главлит, который многие десятилетия следил за "чистотой" печатной продукции, "ограждал" массового читателя от проникновения "враждебной буржуазной идеологии". В 1923 г. была проведена грандиозная проверка библиотек, которые освобождались от "антисоветской" литературы. В число запрещенных попали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных авторов. В результате уже к середине 20-х гг. прекращается деятельность почти всех независимых издательств, закрываются газеты и журналы частных предпринимателей периода нэпа.
Вместе с тем, заботясь о рождении преданной делу коммунизма новой интеллигенции, партия большевиков стремится создать условия для развития высшей школы. Рабочие и крестьяне получают значительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Открываются рабфаки, куда принимали без экзаменов по комсомольским и партийным путевкам. К 1925 г. более половины студентов высших учебных заведений составляли выпускники таких рабфаков. Для подготовки "пролетарской интеллигенции" были созданы специальные учебные и научные учреждения идеологического характера. В провинциальных городах это были губернские совпартшколы, в центре — Социалистическая (Коммунистическая) академия, Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.
Наибольших успехов добилась Советская Россия в ликвидации неграмотности. Идеологами партии и правительства постоянно подчеркивалась необходимость всеобщего обучения, так как "неграмотный человек стоит вне политики" (В.И. Ленин). В 1923 г. учреждается общество "Долой неграмотность" (возглавил общество председатель ВЦИК М.И. Калинин). Повсеместно организуются кружки, избы-читальни, где учились грамоте не только дети, но и взрослые.
Для творцов искусства — писателей, художников, артистов, музыкантов — 20-е гг. были временем кардинальных перемен. Первоначально художественная жизнь России по традиции отличалась разнообразием объединений (ОПОЯЗ, "Перевал", "Серапионовы братья"), а также школ и течений, сформировавшихся еще в "серебряный век". Возникали новые направления, многие из которых исповедовали абсолютное новаторство, в котором видели показатель всепобеждающей пролетарской идеологии. Правившая партия не могла находиться в стороне от этих бурных процессов. Чиновничий аппарат начинает находить способы регламентации и управления творчеством. Партийные руководители, лишенные за редким исключением элементарных знаний, стремились привить идеологию "классовой борьбы" многим великим русским мастерам.
Еще со времен написания В.И. Лениным статьи "Партийная организация и партийная литература" (1905), была ясна позиция большевиков по отношению к деятелям культуры. Искусство, и прежде всего — художественное слово, рассматривалось как придаток политики, как "часть общепролетарского дела", иначе говоря, — как орудие в борьбе против "буржуазной идеологии". Свобода творчества, да и любой другой интеллектуальной деятельности, отрицалась. В контексте установок "партийности" культуры становится понятной политика властей, обвиняющих многих талантливых мастеров в "индивидуализме". Послереволюционные годы были испытанием и для тех, кто участвовал в социальной борьбе (М. Горький, И.Э. Бабель, А.П. Платонов), и для тех, кто сознательно избегал политики (Е.И. Замятин, Б.Л. Пастернак, М А. Булгаков). Так, остались неопубликованными "Несвоевременные мысли" М.Горького (1917—1918), где писатель показал, как под грузом насилия гибнет великая русская культура. В интеллигентском гуманизме был обвинен И.Э. Бабель за "Конармию" (1926). Вынужден эмигрировать Е.И. Замятин, создавший в 20-е годы свою знаменитую антиутопию — роман "Мы". Были запрещены произведения М.А. Булгакова ("Роковые яйца", "Собачье сердце", "Бег"), не публиковались рассказы А.П. Платонова, М.М. Зощенко. Непокорных не только травили в прессе и лишали работы (как, например, М.А. Булгакова), но арестовывали и ссылали (например, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, О.Э. Мандельштама), а порой физически уничтожали (П.А. Флоренского, позднее — В.Э. Мейерхольда).
Непоправимый вред русской культуре нанесли так называемые "атеистические пятилетки". Следствием огульного осуждения многовековой Православной веры стало повальное разрушение храмов — памятников старины. Осквернение икон, могил, атрибутов церковной службы способствовало стиранию в народной памяти многих славных традиций предков, разрушало нравственность. Возвращение к историческим истокам, начавшееся в годы Великой Отечественной войны, оказалось долгим и трудным. Не окончилось оно и сегодня.
В литературе 20-х гг. выделяются две противоположные тенденции. С одной стороны, как отмечено выше, ряд крупных писателей и поэтов не принял пролетарскую революцию, эмигрировав из страны. С другой стороны, для некоторых русских литераторов послереволюционных лет характерно романтическое восприятие действительности, вера в высоту помыслов и нравственных ориентиров коммунистов. Герой 20-х гг. — это большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. В этом ключе созданы произведения В.В. Маяковского ("Левый марш"), А.А. Блока ("Двенадцать"), В.В. Хлебникова ("Ночь перед Советами"). Развитию литературы способствовало появление "толстых" журналов "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь" и др. Атмосфера этих лет передана в произведениях "Разгром"
А.А. Фадеева, "Цемент" Ф.В. Гладкова, "Бруски" Ф.И. Панферова, "Конармия" Н.Э. Бабеля. Философско-нравствен-ные проблемы получили осмысление в прозе Л.М. Леонова, К.А. Федина, Ю.К. Олеши, в романтических произведениях А.С. Грина ("Алые паруса").
Родились первые сочинения, посвященные героям революции: "Бронепоезд 14-69" Вс.В. Иванова, "Любовь Яровая" К.А. Тренева, "Железный поток" А.С. Серафимовича, "Разлом" Б.А Лавренева, 1-я книга "Тихого Дона" МА. Шолохова. В пьесах М.А. Булгакова "Дни Турбиных" и "Бег" трагедия белогвардейского движения осмыслена как трагедия всей России. Народ, творец русской революции, показан в сочинениях В.В. Маяковского, С.А. Есенина ("Анна Онегина"), Э.Г. Багрицкого ("Дума про Опанаса"), Б.Л. Пастернака ("Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт"). Сатирические произведения этого периода связывают нравственные пороки — мещанство, рвачество, приспособленчество, карьеризм с так называемыми "буржуазными пережитками" (В.В. Маяковский, М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров и др.).
В изобразительном искусстве 20-х гг. сформировалось несколько политизированных группировок. Наиболее значительной из них была группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). Представители этого направления считали себя продолжателями дела реалистического искусства "передвижников". Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей. Среди художников АХРР выделяется творчество И.И. Бродского (портреты В.И. Ленина), Г.Г. Ряжского ("Делегатка", "Председательница"), С,В. Малютина ("Портрет писателя Дмитрия Фурманова"), М.Б. Грекова ("Тачанка").
В обществе ОСТ (Общество станковистов) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз ВХУТЕМАС. Девиз ОСТа — развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX века (индустриализацию, жизнь человека в городе, спорт и др.). В отличие от художников АХРР, "остовцы" видели свой эстетический идеал не в прошлом, а в новых европейских течениях искусства. Среди наиболее талантливых мастеров этого направления А.А. Дейнека ("Футболисты", "Оборона Петрограда").
Объединением художников старшего поколения является "4 искусства", членами которого стали П.В. Кузнецов, К.С. Пет-ров-Водкин, М.С. Сарьян, В.А. Фаворский и др. В творчестве Петрова-Водкина продолжают развиваться "планетарные" идеи "серебряного века". В лучших своих работах художник сумел философски обобщить проблему жизни и смерти, обращаясь к образам своих современников ("Смерть комиссара").
Идеологизированное искусство оказалось близко группе ОМХ (Общество московских художников), организовавшейся в 1927 г. В него вошли И.И. Машков, P.P. Фальк, С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь и др. Интерес вызывают работы, созданные крупнейшими мастерами "серебряного века" П.П. Кончаловским ("Автопортрет с женой"), И.И. Машковым ("Снедь московская").
Новаторскими исканиями и смелыми решениями проникнуто развитие отечественной архитектуры 20-х гг. Наиболее ярким течением этого периода был конструктивизм. Одним из первых в русле нового стиля стал проект Дворца труда Л.А., В.А. и А.А. Весниных. Братья Веснины создали прекрасный образец промышленного строительства — Днепропетровскую гидроэлектростанцию. В архитектурном конструктивизме тех лет технические идеи удачно переплетались с эстетическим их воплощением.
Во второй половине 20-х гг. начинается строительство нового типа общественных зданий. По проекту К.С. Мельникова были построены пять московских клубов: им. Русакова, им. Фрунзе, им. Горького, "Каучук" и "Буревестник". Влияние старой архитектуры ощущается в проекте Мавзолея В.И. Ленина (работа А.В. Щусева).
Коренные изменения произошли в развитии музыкального искусства. В 20-е гг. повсеместно развивается массовая песня, отражающая как злободневные темы, так и пафос официальных коммунистических идеалов ("Паровоз", "Молодая гвардия" на стихи А.И. Безыменского, "Взвейтесь кострами, синие ночи" на стихи А. Жарова с музыкой С. Деш-кина-Кайдана). Плакатные музыкальные образы характерны для творчества А.А. Давиденко ("Первая конная", "Конная Буденного", "Винтовочка"). Наибольшую известность приобрела песня "По долинам и по взгорьям" в обработке АА. Александрова, воплотившая интонации песенной лирики.
В области симфонического творчества продолжает работать Н.Я. Мясковский. В 1925 г. свою Первую симфонию, исполненную юношеского оптимизма, пишет Д.Д. Шостакович. Рождаются новые коллективы: "Персимфанс" ("Первый симфонический ансамбль" без дирижера), Ансамбль красноармейской песни под управлением А.В. Александрова, квартеты имени Бетховена, имени Комитаса и др.
Развитие музыкального искусства проходило в атмосфере идейного противостояния. В 1925 г. родился "Проколл" — "Производственный коллектив композиторов", работающих в основном над созданием массового песенного репертуара. Это движение противопоставляло себя представителям АСМ ("Ассоциация современной музыки"), члены которой стремились к освоению современных средств музыкальной выразительности, не связывая этот процесс с идеологией и классовой борьбой.
В начале 20-х гг. родилась Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Свою задачу эта организация видела в борьбе против буржуазного искусства. Представители РАПМа отрицали многое в классическом наследии и призывали к созданию новой пролетарской музыки.
В сложившейся культурной ситуации "революционного экстремизма" важную роль в сохранении ценностей музыкального наследия сыграли композиторы АК. Глазунов, М.М. Ип-политов-Ивйнов, P.M. Глиэр, исполнители и педагоги Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков (хоровые дирижеры), Ф.М. Блумен-фельд, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Николаев (пианисты). В 20-е гг. начинает свой творческий путь целая плеяда талантливых музыкантов — симфонический дирижер Н.С. Голованов, хоровой дирижер А.В. Свешников, пианисты Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Оборин, В.В. Софроницкий, С.Е. Фейнберг, М.В. Юдина, скрипач А.И. Ямпольский, арфистка К.А. Эрдели, певцы И.С. Козловский, С.Я. Лемешев. Все они были воспитаны в традициях великой русской классической школы, от которой не отреклись ведущие музыкальные учебные заведения страны и в эти трудные годы.
Партийные и государственные деятели уделяли особое внимание развитию киноискусства, считая его незаменимым средством массового воспитания народа. После революции выпускались игровые агитфильмы, посвященные борьбе с "буржуазными предрассудками" и не имеющие высокой художественной ценности. Заметной вехой в развитии киноискусства стал фильм С.М. Эйзенштейна "Броненосец «Потемкин»", новаторство которого было оценено мировой общественностью. Становлению школы отечественных кинематографистов способствовало творчество режиссеров В. И. Пудовкина, Г.М. Козинцева, С.И. Юткевича, Ю.Я. Райзмана и др.
В 1919г. были национализированы театры, старейшие из них (например, Большой театр, Малый театр, МХТ и др.) выделились в группу академических. Театральные деятели искали средства художественной выразительности, отвечающие настроениям революционных перемен. Родились новые творческие коллективы, позднее преобразованные в ныне известные театры. Среди них 3-я студия МХТ (будущий театр им. Евг. Вахтангова), театр Вс. Мейерхольда, Театр Революции (ныне им. Вл. Маяковского) и др. Модными были агиттеатры, например, коллектив "Синяя блуза". В театральной режиссуре продолжают работать такие выдающиеся мастера, как Е.Б. Вахтангов (спектакль "Принцесса Турандот"), К.С. Станиславский, Н.И. Немирович-Данченко, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд; огромный успех сопутствует актерам В.И. Качалову, А.Г. Коонен, оперным певцам А.В. Неждановой, JLB. Собинову, а также великому русскому певцу Ф.И. Шаляпину (эмигрировал в 1922 г.).
С начала 30-х гг. в сфере культуры установилась политика жесткой регламентации и контроля. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932г. "О перестройке литературно-художественных организаций" были ликвидированы многочисленные творческие группы, художественные объединения. Их место заняли подконтрольные государству и партии "творческие союзы", а именно "Союз архитекторов", "Союз писателей", "Союз композиторов", "Союз художников". Господствующим направлением в творчестве членов союзов становится "социалистический реализм", в основу которого был положен принцип партийности и лозунг идейного служения идеалам коммунизма и социалистического строительства.
Многие произведения литературы этого времени наполнены искренним чувством "социального оптимизма" и устремленностью в "светлое будущее". К таким сочинениям можно отнести "Страну Муравию" А.Т. Твардовского, "Время, вперед!" В.П. Катаева, "Как закалялась сталь" Н.А. Островского и др. В сложной проблематике воздействия новых социальных отношений на внутренний мир человека пытаются разобраться А.П. Платонов ("Котлован"), И.И. Катаев, К.Г. Паустовский, О.Ф. Берггольц. Многоплановую картину предреволюционной жизни России создает в своем романе "Жизнь Клима Самгина" М. Горький. Заканчивает трилогию "Хождение по мукам" и исторический роман "Петр Первый" вернувшийся в Россию из эмиграции А.Н. Толстой. Успешно развивается детская литература (К.И. Чуковский, CJL Маршак, АЛ. Барто, С.В. Михалков, ЛА Кассиль, А. Гайдар). В драматургии переживает расцвет "лениниана" ("Человек с ружьем", "Кремлевские куранты" Н.Ф. Погодина).
Вместе с тем некоторые из русских писателей и поэтов начинают осознавать жестокую правду о сталинском режиме. Трагедия личности в условиях тоталитарной системы гениально передана в одном из лучших произведений современности, романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (опубликован в журнальном варианте лишь в 60-х гг.). Болью за Отечество и личной драмой окрашены строки "потаенного" неопубликованного "Реквиема" А.А. Ахматовой. Долгое время пролежала "на полке" прекрасная поэма А.Т. Твардовского "По праву памяти".
В развитии театра 30-х гг. также последовательно утверждаются позиции "социалистического реализма". Отвечая требованиям времени, многие великие актеры работают над воплощением образа В.И. Ленина (Б.В. Щукин, М.М. Штраух и др.). С 1936 г. в Москве регулярно проходили Декады искуссхва и литературы народов СССР. Эти парадные смотры должны были возвеличивать И.В. Сталина и служить официальной пропагандой успехов культурной революции при социализме. Вместе с тем обмен опытом художественной интеллигенции разных республик позволял выдвигать новые имена талантливых актеров, музыкантов, писателей.
В соответствии с официальной идеологией "социалистического реализма" живопись 30-х гг. тяготеет к монументальным формам. Одним из наиболее последовательных представителей этого направления становится Б.В. Иогансон ("Допрос коммунистов", "На старом уральском заводе"). Образы "нового советского крестьянства" запечатлены в работах А.А. Пластова, С.В. Герасимова. В портретном жанре плодотворно работают художники старшего поколения — П.П. Кончаловский, Н.Э. Грабарь. Расставшись с проблематикой "монастырской Руси", творит в жанре портрета М.В. Нестеров (портрет хирурга С.С. Юдина, скульптора И.Д. Шадра и др.). Свой самобытный путь в искусстве начинает П.Д. Корин, воспитанный в среде палехских живописцев, последователь М.В. Нестерова (портреты В.И. Качалова, М.В. Нестерова, А.Н. Толстого и др.). Важную роль в развитии монументальной живописи сыграл А.А. Дейнека (мозаика станции метро "Маяковская").
Скульптура 30-х гг. также тяготеет к монументальности. Появляется немало претенциозных работ "псевдоклассического" стиля, служащих в основном целям официальной идеологии. Вместе с тем в этой области творят такие талантливые мастера, как В.И. Мухина ("Рабочий и колхозница"). Монументальной декоративностью отличаются произведения одного из самых известных скульпторов тех лет Н.В. Томского (памятник С.М. Кирову).
В архитектуре этого времени соперничают два направления — конструктивизм и традиционализм. В духе градостроительных новаций 20-х гг. было построено геометрически четкое здание Академии им. Фрунзе в Москве (арх. Л.В. Руднев и В.О. Мунц), Дом Совета Труда и Обороны, ныне здание Государственной думы (арх. А.Я. Лангман). В ряду наиболее новаторских архитектурных сооружений России XX в. — Крымский мост через Москву-реку (Б.П. Константинов, А.В.Власов, К.К.Якобсон). К преодолению массивности камня, конструктивной легкости стремился А.Н. Душкин (станции метро "Дворец Советов", "Маяковская"). Приверженцы традиционалистических идей зодчества ориентировались на возрождение классических форм. В их числе архитекторы И.В. Жолтовский, М.А. Фомин (подземные станции метро "Красные ворота", "Площадь Свердлова"). Постепенно традиционализм становится мерилом красоты архитектуры "победившего социализма". В ней появляется парадность, пышность, помпезность, преодолеть которые удалось лишь к 60-м годам.
В 30-е гг. более разнообразной и богатой стала музыкальная жизнь, исполнительство, творчество. Начиная с 1933 г. периодически проводились всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей — пианистов, скрипачей, дирижеров и др. Это помогло заявить о себе таким талантливым молодым мастерам, как Э.Г. Гилельс, Я.В. Флиер, Д.Ф. Ойстрах, М.С. Козолупова, Е.А. Мравинский, С.Т. Рихтер. Исполнительское искусство высокого класса характерно для Государственного симфонического оркестра СССР, Ленинградской государственной хоровой капеллы им. М.И. Глинки, Государственного русского народного хора им. Пятницкого, Ансамбля красноармейской песни и др.
В 30-х гг. появляются первые оперы, посвященные современным темам — "Тихий Дон" И.И. Дзержинского, "В бурю" Т.Н. Хренникова, а также сочинения на сюжеты зарубежной литературы (например, "Кола Брюньон" Д.Б. Кабалевского).
Огромное место в творческом наследии этих лет занимают помпезные и монументальные песни-гимны, возвеличивающие "партию" и "народ страны социализма" (композиторы А.В. Александров, И.О. Дунаевский, Дм.Я. и Дан.Я. Покрассы, М.И. Блантер, Т.Н. Хренников и др.). Наибольшую популярность приобретают талантливые песни И.О. Дунаевского, в частности из кинофильмов "Цирк", "Веселые ребята", "Волга-Волга".
Массовая песня, исполненная пафоса жизнеутверждения и веры в "светлое будущее", стала рассматриваться в официальных кругах как эталон "социалистического реализма" в музыке. Именно поэтому в иных жанрах музыкального творчества начинает цениться лишь "песенность" как качество, отличающее искусство, "созданное для народа" и "понятное народу". Следствием этой доктрины в области музыки стала жесткая травля гениального мастера XX в. Д.Д. Шостаковича за создание оперы "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"). Негативно было оценено и такое выдающееся произведение русского оперного искусства, как "Семен Котко" С.С. Прокофьева.
К наиболее ярким музыкальным произведениям этого периода относятся: балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева, музыка к комедии В. Шекспира "Много шума из ничего" Т.Н. Хренникова, Пятая симфония Д.Д. Шостаковича, в которой мастер отразил психологическую драму художника-творца своего поколения.
В области киноискусства также утвердились нормы и эстетика "социалистического реализма". Таковы историко-революционные фильмы "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" (реж. М.И. Ромм), "Человек с ружьем" (реж. С.И. Юткевич), "Депутат Балтики" (реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хейфиц). Герою-труженнику, рядовому строителю социализма, формированию "нового человека" посвящены: первый звуковой фильм "Путевка в жизнь" (реж. Н.В. Экк), "Семеро смелых" (реж. С.А. Герасимов), трилогия о Максиме (реж. Г.М. Козинцев), "Валерий Чкалов" (реж. М.К. Калатозов); комедии: "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Светлый путь" (реж. Г.В. Александров), "Свинарка и пастух" (реж. И.А. Пырьев) и др. Огромной популярностью пользовался фильм братьев Васильевых "Чапаев". Возможности звукового кино открыли путь к экранизациям классики (например, "Бесприданница" по А.Н. Островскому, реж. Я.А. Протазанов). В предвоенные годы появились фильмы, повествующие о героическом прошлом русского народа. Среди них выделяется лента "Александр Невский" с яркой режиссурой С.М. Эйзенштейна, гениальной музыкой С.С. Прокофьева, прекрасными актерскими работами.
В первые дни Великой отечественной войны литература обратилась к традиционным фольклорным формам поэзии — заклинанию, клятве, заговору и пр. Бурный взлет пережила лирика, способная передать чувства бойца — защитника Родины. Таковы стихи К.М. Симонова "Жди меня", А.А. Суркова "Землянка", А.А. Ахматовой "Мужество". Главной для драматургии военных лет стала тема всенародного ратного подвига. Это пьесы "Фронт" А.Е. Корнейчука, "Нашествие" Л.М. Леонова, "Русские люди" К.М. Симонова, "Песнь о черноморцах" Б.А. Лавренева. Бессмертный образ русского воина создал в поэме "Василий Теркин" А.Т. Твардовский. Художественными памятниками тех лет стали повести, созданные участниками и очевидцами событий на фронтах Отечества — "Народ бессмертен" B.C. Гроссмана, "Дни и ночи" К.М. Симонова, "Непокоренные" Б.Л. Горбатова, "Молодая гвардия" А.А. Фадеева. Особый пласт культуры военного времени составляет уникальная "блокадная литература", запечатлевшая торжество человеческого духа в период 900-дневной блокады Ленинграда (Н.С. Тихонов "Киров с нами", А.А. Прокофьев "Россия", В.М. Инбер "Пулковский меридиан", О.Ф. Берггольц "Ленинградская поэма").
Кинематография сыграла большую роль в воспитании чувства патриотизма, веры в победу, оперативно отражая этапы всенародного подвига в борьбе против фашизма. Фронтовые киногруппы, куда входили и ветераны кино, и молодежь, регулярно выпускали документальные фильмы и киножурналы. Были созданы художественные фильмы, в которых с большой эмоциональной силой воплотились образы героев-патриотов: "Жди меня" (реж. А.Б. Столпер, Б.Г. Иванов), "Два бойца" (реж. Л.Д. Луков), "В 6 часов вечера после войны" (реж. И.А.Пырьев), позднее — "Подвиг разведчика" (реж. Б.В. Барнет), "Повесть о настоящем человеке" (реж. А.Б. Столпер). Историко-патриотическую тему талантливо воплотил в фильме "Иван Грозный" С.М. Эйзенштейн.
В изобразительном искусстве военных лет большое значение имел плакат. В числе первых агитационных плакатов "Родина-мать зовет" И.М. Тоидзе. Активно развивается творчество Кукрыниксов, создавших для "Окон ТАСС" сатирические, гротескные плакаты. Глубокая скорбь по погибшим, ненависть к врагу, радость победы и горечь поражений— все эти чувства и переживания находили отклик в работах художников военного времени. Под непосредственным впечатлением событий 1941-1942 гг. созданы картины А.А. Дейнеки "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" и "Оборона Севастополя", А.А. Пластова "Фашист пролетел", С.В. Герасимова "Мать партизана". Впечатление несокрушимой мощи русского народа оставляют исторические полотна П.Д. Корина (триптих "Александр Невский"), А.П. Бубнова ("Утро на Куликовом поле"). Символом великой Победы стал памятник "Воин-освободитель" Е.В. Вучетича (1946—1949).
Музыка военных лет была посвящена в основном темам и образам современности. Могучую силу народа и армии олицетворяли песни, среди них: "Священная война" А.В. Александрова, "Ой, туманы мои, растуманы" В.Г. Захарова, "На солнечной поляночке" В.П. Соловьева-Седого.
В годы войны были созданы произведения, вошедшие в золотой фонд мировой музыкальной культуры: опера "Война и мир", балет "Золушка" и "Пятая симфония" С.С. Прокофьева, балет "Гаянэ" А.И. Хачатуряна, Седьмая и Восьмая симфонии Д.Д. Шостаковича. Наибольший общественный резонанс вызвала Седьмая ("Ленинградская") симфония Шостаковича, впервые исполненная в осажденном Ленинграде.
В послевоенные годы сталинская администрация с новой силой начала подавлять любые проявления свободомыслия, которое родилось на почве великой Победы. По инициативе И.В. Сталина в августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»; затем последовал целый ряд "идеологических" партийных постановлений: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере Мурадели "Великая дружба"» и др. С этих документов началась кампания публичной травли крупнейших писателей, композиторов, режиссеров, среди которых А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевич, Ю.П. Герман, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, Г.М. Козинцев, В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн. Цель клеветнических, порой откровенно невежественных измышлений в отношении мастеров культуры была одна — запугать интеллигенцию, заставить ее творить в русле разрешенных средств художественной выразительности, сообразуясь с идеологией "партийности" и "социалистического реализма".
Аналогичные процессы можно наблюдать и в иных сферах культуры и науки. Так, в философии, биологии, политэкономии, языкознании развернулись дискуссии вокруг "лженаучных" теорий. Была полностью разгромлена генетика, заторможено развитие кибернетики, нанесен непоправимый ущерб сельскохозяйственным исследованиям.
Не менее мощной была кампания борьбы против "космополитизма", что разжигало в обществе шовинизм и антисемитизм, усиливало культурную изоляцию страны от всего мира. В искусстве борьба против "безродных космополитов" вылилась в прямые "запреты на профессию". Например, из Московской государственной консерватории были уволены ее ведущие профессора-музыковеды В.Д. Конен, М.С. Пекелис и др. Были запрещены научные изыскания в области зарубежной, особенно американской музыки, исполнение сочинений современных западных мастеров (например, И.Ф. Стравинского).
Таким образом, культура начала 50-х гг. отразила всю остроту общественных противоречий. Их суть — в столкновении оптимистических настроений общества "победителей" и деспотического политического режима.
Саморазоблачение сталинского режима в период хрущевской "оттепели" во второй половине 50-х — 60-х гг. положило начало кардинальным переменам в общественном сознании. Постепенно, но неотвратимо происходит процесс нравственного очищения народа. "Ветер перемен" стал мощным стимулом для развития науки и искусства. Творческая интеллигенция тех лет эмоционально дискутировала о перспективах эволюции человеческой цивилизации в век космонавтики, разделившись на "физиков" (приверженцев точных наук) и "лириков" (гуманитариев). Вера во всесилие науки и человеческого разума была чрезвычайно велика. Больших успехов добивается в 50-е — 60-егг. ракетостроение, космонавтика, физика (С.П. Королев, М.В. Келдыш, И.В, Курчатов, Ю.Б. Харитон, И.Е. Тамм, А.Д."Сахаров и др.). Плодотворно развивается искусствознание, рождается отечественная культурология (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев и др.).
Политика разоблачения "культа личности" И.В. Сталина вдохнула новую жизнь в развитие литературы. Приметой времени становится расцвет поэзии, ее общественное звучание. Сложность окружающего мира во всей его полноте и противоречивости отразили в своем творчестве молодые поэты-"шестидесятники" Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Н.Н. Матвеева, Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий, Р.И. Рождественский и др. Ветер перемен коснулся и прозы. В ней в полный голос заговорили писатели "деревенской темы", обратившиеся к извечным проблемам нравственности человека, связанного с землей. В их числе Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины"), В.Г. Распутин ("Деньги для Марии"), В.И. Белов ("Привычное дело"), Е.И. Носов, В.П. Астафьев и др. Духовное богатство и самобытность человека "из народа" раскрывает в своих сочинениях В.М. Шукшин.
В период "оттепели" не иссякла проза о войне. Среди наиболее значительных произведений, исследующих разнообразные человеческие судьбы военного лихолетья, рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", повесть Б Л. Васильева "Азори здесь тихие", роман Ю.В. Бондарева "Горячий снег", трилогия К.М. Симонова "Живые и мертвые".
Интересно развивается научно-фантастическая литература, в которой под маской вымысла и фантазии поднимались социально-нравственные и философские проблемы (И.А. Ефремов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие). Новыми идеями современности проникнуты произведения Г.Н. Троепольского, ДА. Гранина, Ю.М. Нагибина, Ю.П. Германа, В.П. Аксенова, пьесы А.В. Вампилова.
В 1962 г. в журнале "Новый мир" А.Т. Твардовский (по личному разрешению Н.С. Хрущева) опубликовал первую "лагерную повесть" — "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицина. С этим сочинением началось для России и всего мира постижение страшных тайн сталинских душегубок, открытие ГУЛАГа.
Писатели-"шестидесятники" верили в необратимость "десталинизации". Однако на их призывы отменить постановления по идеологическим вопросам 1946—1948 гг. партийное руководство ответило достаточно жесткими заявлениями о приверженности курсу "социалистического реализма". Систематически подвергались критике за "идеологическую сомнительность" или "формализм" такие писатели и поэты, какАА. Вознесенский, ДА. Гранин, В.Д. Дудинцев, С.И. Кирсанов. Из Союза писателей за роман "Доктор Живаго" был исключен Б.Л. Пастернак.
В живописи и скульптуре процессы обновления были связаны с попытками выйти за пределы жестких рамок "социалистического реализма" (творчество Э.И. Неизвестного). Правда, сам реализм продолжал развиваться, в том числе у художников, обращающихся к военной тематике. Среди них Б.М. Йеменский ("Сестры наши"), В.Н. Костецкий ("Возвращение") и др. Лирический реалистический пейзаж преобладает в творчестве С.В. Герасимова. Значительных успехов достигает книжная графика и <
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 439;