Роль физического труда в воспитании
В физическом труде как специфически человеческом виде деятельности дети начинают принимать участие несколько позже, чем во всех других видах - общении, игре, учении. Лет до трех дети, как правило, еще не способны специально и достаточно длительное время прилагать усилия, направленные на изменение окружающих предметов. Правда, элементы трудовой деятельности могут быть введены в игру детей и двухлетнего возраста. Вот что пишет, например, воспитательница японского детского сада о двухлетних детях. «Каждый ребенок стремится сделать сам буквально все. Один наливает воду из крана, другой выжимает тряпку, третий вытирает стол. Кое-кто пытается орудовать даже большим веником, которым обычно пользуется воспитатель. Таким образом, дети приобретают все новые и новые навыки, привыкая выполнять самостоятельно некоторые виды деятельности. Участие в общей работе мы стараемся поощрять»*. Для трехлетних детей авторы этой книги рекомендуют организовывать какие-нибудь дела, которые нравились бы детям, не были бы слишком сложными и продолжались бы достаточно долго (например, изготовление робота из коробок в течение месяца и др.).
* Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. - М., 1987. - С.
Естественно, в этом возрасте основным заметным видом деятельности является игра, и элементы труда, вырастая из нее, тесно с игрой связаны, неотделимы от игры, но в то же время при правильной организации это уже работа, посильная для детей, интересная и целенаправленно осуществляемая ради получения конкретного результата.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых описанный в литературе и реже упоминаемый).
В теории и на практике с самых давних времен и до настоящего времени под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический. Ведь это в его результате создавались основные предметы, используемые человеком в жизни, а выполнение физических движений в процессе его осуществления способствовало укреплению здоровья. Участие в физическом труде оказывалось решающим фактором в формировании характера, твердых жизненных убеждений. К тому же физический труд по сравнению с другими его разновидностями раньше становится по-настоящему понятным и доступным ребенку и характеризуется большим разнообразием.
Физический труд можно разделить на труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.п.); общественные работы (поддержание порядка в местах общего пользования: во дворе, на улице; благоустройство территории, ремонт и изготовление учебных пособий и оборудования и т.п. - все то, что выполняется не только для личного использования и не находит выражения в количественных и ценовых показателях); производительный труд (ремесленный - с использованием простых орудий и оборудования и индустриальный - организованный в условиях современного индустриального производства). Естественно, что разделение физического труда на виды весьма условно.
Представления о роли физического труда в формировании личности не всегда были одинаковыми. Так, в античной древности господствовало мнение об отрицательном влиянии физического труда на развитие свободного, гармоничного человека: развитие сильного и красивого тела должно осуществляться путем специальных физических упражнений, в гимнастических и военных занятиях. Физический же труд - удел рабов, а для свободного гражданина, как утверждал Аристотель (384-322 гг. до н.э.), мышление есть высшее блаженство и радость жизни.
К концу средневековья теоретическая мысль вполне определенно установила положение о равноценности умственного и физического труда, о важности участия в физическом труде для каждого человека: Э. Роттердамский (1469-1536), Т. Мор (1478-1535). Позже Д. Беллерс (1654-1725) указал на необходимость соединения обучения с производительным трудом. По его мнению, все дети в обществе должны получать образование, основанное на труде.
В дальнейшем эту идею развивали И.Г. Песталоцци (1746-1827) и особенно Р. Оуэн (1771-1858), которому удалось и на практике показать образцы обучения и воспитания детей на основе привлечения их к обслуживающему, сельскохозяйственному и индустриальному труду. Его школа в колонии Гармони-Холл в Шотландии (40-е гг. XIX в.) называлась «индустриальной». Основы системы образования в ней заключались в соединении индустриального и земледельческого труда с обучением. В учебный план этой школы были введены курсы по изучению агрокультуры, садоводства и различных видов индустрии. Считая, что правильно организованные трудовые процессы могут доставить детям гораздо больше удовольствия, чем бесполезные игрушки, Р. Оуэн в своих колониях организовал посильное участие в труде детей с 5 лет. К 7 годам они должны были становиться добронравными и толковыми помощниками в домоводственном труде и садоводстве, а к 10-12 годам - «искусными работниками». С 12 лет дети в колонии начинали принимать участие в индустриальном труде, становясь «активными производителями ценностей». Именно это и составляло основу воспитательной системы Р. Оуэна: дети и подростки делали, производили что-то ценное в тех же условиях, в которых работали и жили взрослые. Наблюдения за результатами своих опытов позволили Р. Оуэну утверждать, что хотя обучение и полезно, однако индустриальное воспитание дает больше для счастья*.
* См.: Тумим-Альмедингеп Н.А. Педагогические опыты и взгляды Роберта Оуэна. - М., I960. - С. 130.
В России идеи Р. Оуэна поддерживали и развивали Н.А. Добролюбов (1836-1861), А.И. Герцен (1836-1870). Особенно большой вклад в теорию трудового воспитания в России сделал К.Д. Ушинский. Он пришел к совершенно определенному выводу о том, что без участия в труде человек не только не может развиваться, но не может и оставаться на одном месте. Он обязательно будет деградировать как личность, разрушаться в нравственном, умственном и эстетическом отношениях.
Можно уверенно утверждать, что все созданные в XX в. воспитательные системы, прославившиеся своими результатами, были основаны на использовании физического труда в качестве одного из важнейших средств воспитания. И чем разнообразнее и совершеннее по своей организации были разновидности трудовой деятельности, тем устойчивее и результативнее были воспитательные системы.
Труд по самообслуживанию(или самообслуживающий труд, как его иногда называют) раньше других становится доступным детям и сопровождает человека всю его жизнь за исключением периодов тяжелой болезни. Его воспитательные возможности исключительно велики, хотя внешне и проявляются не столь явно, как возможности других видов труда. Дело в том, что в результате труда по самообслуживанию предметы человеческого окружения вроде бы не изменяются, остаются прежними. Однако изменяются их положение, общий порядок, внешний вид. И благодаря этому наполненная теми же предметами среда становится другой: в ней человеку становится удобнее жить, расположение самих предметов радует своим порядком и эстетичностью, каждый предмет приобретает свою собственную значимость благодаря уже своему существованию и определенному местонахождению.
Добившийся этого человек ощущает себя создателем своей среды обитания и ее настоящим хозяином и вследствие этого по-иному начинает относиться к себе - как к ответственному за порядок вещей, свое отношение к ним, как к способному прямо, непосредственно, путем приложения своего труда и по своей воле придать существующим предметам иной облик, упорядочить их расположение и изменить благодаря этому условия своего существования. А.С. Макаренко утверждал, что труд позволяет человеку превратиться из раба вещей в их господина, научиться владеть вещами и командовать ими. Неумеющие же обслуживать себя всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи*. А такие разновидности труда по самообслуживанию, как приготовление пищи, ремонт одежды и обуви и подготовка их к использованию (чистка, глажение и некоторые другие), своим результатом имеют совершенно новые продукты или существенное изменение имеющихся. В этих случаях значительно расширяется спектр воздействия труда на сознание и чувства его участников, разнообразнее и содержательнее становятся сами действия.
* См.: Макаренко А. С. Сочинения: В 8 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 397.
Получив удовлетворение от результатов своего труда, человек одновременно обнаруживает и потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но вместе с тем он обнаруживает и то, что для поддержания порядка, для изменения в свою пользу самих вещей и их порядка необходимо приложение усилий, затрата труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Что укрепится в сознании и опыте поведения ребенка - стремление к преодолению препятствия в виде понуждения себя к улучшению среды и получению от этого удовольствия или желание избежать трудовых усилий, поскольку затраты не «окупаются» его результатами, - зависит от многих условий. Учесть их, создать необходимые, устранить препятствующие - задача взрослых.
Одним из самых важных условий воспитательной эффективности обслуживающего труда (как, между прочим, и всех других его видов) являются положительная эмоциональная постановка, постоянный наглядный пример взрослых, наличие у ребенка желания выполнить эту работу. И здесь воспитатель сталкивается с новым серьезным препятствием: дети в возрасте полутора - трех лет не хотят выполнять какие-либо целенаправленные действия, если цель прямо ставится воспитателем. Конечно, ребенка можно заставить выполнить действие и даже достаточно длинную цепь действий путем предъявления требования, угрозы, физического наказания. Воспитательная эффективность выполняемых при этом действий невелика, вернее, почти всегда отрицательная, причем настолько отрицательная, что может привести даже к психической травме ребенка. Правильный путь в этом случае - совместная работа взрослого с ребенком по поиску «пропавших» вещей, расположению их в каком-либо порядке. Участие взрослого, его пример, видимое изменение обстановки и одобрение действий ребенка создают необходимые эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.
Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.
Работа по воспитанию навыков сомообслуживания и привычки к этому труду требует многократного, ненавязчивого повторения на протяжении месяцев и даже лет жизни. Это трудно. Другого пути нет. В ином случае формируется стойкая неприязнь к этому виду труда и даже к самим объектам труда (игрушкам, одежде, предметам домашнего обихода), вырабатывается сугубо утилитарное, грубо потребительское отношение, в котором эстетическому и нравственному началам не остается места.
Вот как описывают воспитатели японского детского сада процедуру приучения годовалых детей класть игрушки на место: «Воспитатели перед обедом или полдником подходили к полке для игрушек и говорили: «Где же, где они?» - и начинали искать игрушки. Постепенно, услышав запомнившееся «где же, где же», многие дети старались найти и принести игрушки. А если воспитатель еще кого-нибудь хвалил... то дети, обгоняя друг друга, спешили принести игрушки к полке, чтобы тоже заслужить похвалу»*.
* Детский сад в Японии: Опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. - М., 1987. - С. 29.
Выработанная в раннем детстве и поддерживаемая позже привычка определять каждой вещи свое место и содержать ее в надлежащем виде поможет в подростковом и старшем возрасте еще в большей мере реализовать воспитательные возможности труда по самообслуживанию. Это связано с сознательной постановкой цели труда подростками, планированием его хода, выполнением работы, анализом его результатов и определением возможных способов их улучшения. В этом случае труд по самообслуживанию, как и производительный, интеллектуальный и другие его виды, приобретает завершенность (от постановки цели и планирования деятельности до совершенствования полученных результатов), все свойства подлинно человеческой деятельности по изменению предметов и условий в своих интересах.
Бытовой семейный труд - это труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий, как правило, большего напряжения сил, чем труд по самообслуживанию. Во многих случаях его лишь весьма условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя. Причем результаты используются не сразу, не немедленно после его выполнения. Например, работа в саду и на огороде, уход за животными, покупка продуктов в магазине, участие в ремонте предметов домашнего обихода и квартиры и т.п. В процессе этого труда, как правило, не используется сложных технических приспособлений, хотя в последнее время намечается тенденция применения на огородах механизированных рыхлителей, культиваторов, приспособлений для борьбы с вредителями и болезнями растений. То же можно отметить и в приготовлении пищи, в подготовке корма для животных и др. Бесспорно, детскому труду с использованием техники предшествует более длительный период обучения выполнению трудовых операций, чем это было в недалеком прошлом или сейчас без использования сложного оборудования. Однако трудность и длительность подготовки к нему окупается высоким интересом подростков к участию в работе с механизмами.
Массовый характер для подростков приобретает труд ремесленный- с использованием простейших машин, инструментов, оборудования. Это связано с тем, что фактически во всех школах для учащихся V-IX классов введено трудовое обучение. Его завершением на отдельных уроках и по окончанию учебного года является изготовление каких-либо изделий. Девочки шьют фартуки, рукавицы, платья и др. Мальчики мастерят ящики, скамейки, совки, измерительные инструменты и др.
Большое значение придавал этой разновидности труда Г. Кершенштейнер (1854-1932). Он утверждал, что «не ради только одних умений нужны нам мастерские, не для того, чтобы наши сограждане научились практически работать, не для того, чтобы дети хорошо строгали, пилили, буравили, шили, ткали, учились стряпать... - нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истины. ... В мастерской, в лаборатории и школьной кухне, в саду, в рисовальном зале, в музыкальном классе каждый ребенок найдет себе работу, которую он в состоянии осилить»*.
* Школа будущего - школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. - С. 483.
Как высшую форму производительного труда, к которому относится также ручной и ремесленный труд, можно рассматривать труд индустриальный. Многие великие педагоги считали, что использование в качестве средства воспитания высокомеханизированного индустриального труда создает наиболее благоприятные условия для формирования личности активного строителя новой жизни.
В России идею использования индустриального труда для воспитания подростков наиболее активно развивал П.П. Блонский. Он утверждал, что «лишь в индустрии труд подростка может быть источником интенсивного и широкого образования. ... Чисто учебная школа давала только образование, лишенное воспитательного фундамента... Индустриально-трудовая школа, сочетающая знание с действием и образование с умением, является одновременно и школой воли, и школой интеллекта, воспитывая характер и образовывая мышление на одном и том же материале и в одном и том же процессе»*. Практическому приобщению школьников к индустриальному труду способствовало создание в СССР широкой сети учебно-производственных комбинатов, школьных производственных бригад, а также привлечение старшеклассников к труду в цехах базовых предприятий во время летней производственной практики.
* Блонский П. П. Трудовая школа // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 89, 105.
Мало где эта работа была организована вполне удовлетворительно, но направление деятельности по соединению обучения с индустриальным трудом было определено конкретно: создать условия для привлечения каждого подростка к механизированному труду в условиях современного производства, способствуя тем самым профессиональной ориентации школьников и воспитанию у них необходимых гражданских качеств. Интересно понять, могла ли быть (или может ли быть) эта работа организована на уровне, близком к ее теоретическому обоснованию авторами и активными сторонниками? Скорее всего, ответ на этот вопрос применительно к современной системе школьного образования в нашей стране (да и во всем мире) следует дать отрицательный. Связано это с тем, что современное индустриальное производство требует высокого уровня как общей, так и специальной подготовки. К тому же в условиях рынка учебно-производственные объединения школьников без «адресной» ориентации их на дальнейшую профессиональную деятельность - явление лишь гипотетичное: слишком дорогое оборудование, высокая оплата штата инструкторов-мастеров и т.п. настолько удорожат стоимость основного производства, что вряд ли смогут справиться с финансовыми проблемами самые процветающие фирмы.
Вероятно, выход не в том, чтобы пытаться всеми силами реализовать идею в силу ее привлекательности и несмотря на исключительные трудности в ее осуществлении. Практичнее во всех отношениях, в том числе и в плане учета индивидуальных особенностей воспитанников, привлекать детей и подростков к разнообразным видам труда, не гиперболизируя какого-либо из них и помня, что кроме физического труда есть и другие виды - труд интеллектуальный, труд душевный. Если же концентрировать внимание только на физическом труде, то у некоторых воспитанников может сложиться о нем впечатление, описанное поэтом О.С. Мандельштамом: «Настоящим адом для большинства неловких, не слишком здоровых и нервических детей был ручной труд. К концу дня, отяжелев от уроков, насыщенных разговорами и демонстрациями, мы задыхались среди стружек, не умея перепилить доску. Пила завертывалась, рубанок кривил, стамеска ударяла по пальцам; ничего не выходило. Инструктор возился с двумя-тремя ловкими мальчиками, остальные проклинали ручной труд» (И ты, Москва, сестра моя, легка... - М., 1990. - С. 124). А ведь учился поэт в одной из лучших школ своего времени, организованной известной просветительницей М.К. Тенишевой. Даже с учетом стремления к гиперболизации, свойственного поэтам, нельзя не увидеть справедливости характеристики меры пользы таким образом организованного труда.
Каким же должен быть физический труд, чтобы быть по-настоящему воспитывающим? Много педагогических требований к физическому труду сформулировано исследователями проблем трудового воспитания. Перечислим некоторые из них:
- привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, производительность, моральная удовлетворенность результатами (Б.Т. Лихачев);
- современная техническая и технологическая оснащенность; положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации, связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, с запросами и ожиданиями родителей (А.Г. Пашков);
- посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде (Н.И. Болдырева);
- «отвлеченность и мертвая книжность школ вредна, но грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее» (Каптерев).
Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 1758;