Гегель об истории. Свобода и необходимость.


Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

 

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

 

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и следует ему.

 

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент развертывания этой тотальности.

2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового, а только заимствуют.

4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа. Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс: за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема экологии).

 

 



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 432;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.