Мартин Хайдеггер (1880-1976)
Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).
Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя.
Экзистенции - сущность человеческого бытия.
Эзистенциалы - понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.
Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия - "забота".
Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):
1. бытие в мире" (модус прошлого),
2. "забегание вперед" (модус будущего),
3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).
Два способа существования человека:
1. Подлинный - перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти".
2. Неподлинный - перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: "средний", простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы".
Человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив "экзистенциальный страх". Страх - "основная настроенность" человеческого бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится страх, есть само бытие в мире"
Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ философствования - метафизику. Истоки метафизики восходят к Платону и даже Пармениду. Метафизика мировоззренчески подготавливает новую науку и технику. Их цель – подчинение всего сущего человеку. Они порождают современный стиль жизни (урбанизация, массовая культура). Платон и Парменид: мышление – созерцание вечных реалий. Хайдеггер: мышление – «вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать – ему можно и нужно только внимать.
Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.
В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на Восток.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 373;