Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма. Главный философский труд - докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.). Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных произведениях.
Отказ от рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности.
Онтология Сартра - противопоставление двух основных категорий
1. "Я" - "бытие-для-себя" - единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения. Всякая активность есть отрицание, негативность (отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д.).
2. "не-Я" - "бытие - в - себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия.
Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность".
Человек обладает свободой воли Þ каждый человек несет ответственность за все, что твориться в мире. А где мера причастности?
Говорит о «пустом сознании». Это противоречит философской традиции. Непрофессионализм.
А) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм.
А) Позитивизм
Основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках. Философия со времен своего возникновения стремилась постигнуть "первые начала бытия и познания". Современная "позитивная" наука должна отказаться от этих попыток. "Положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.
Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода.
Огюст КОНТ.
Главное произведение "Курс позитивной философии" (1830-1846). Попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.
"Закон трех стадий".
Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии:
1. Теологическая. Человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
2. Метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но объяснение явлений мира достигается сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
3. Позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение - универсальный метод приобретения знаний.
Т.к. в основе науки лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в ... замене слова почему словом как". Научное знание имеет преимущественно описательный характер.
Принцип относительности к субъекту: «Мы должны изучать наблюдаемые явления, это изучение всегда должно быть зависимым от нашей организации (телесной) и нашего положения во Вселенной».
Критерий осмысленности: «Всякое утверждение, которое недоступно точному превращению в описание наблюдаемых фактов не имеет научного смысла».
Принцип наблюдаемости: «Всякие концепции нашего воображения, по своей природе недоступные нашему наблюдению, не могут подлежать ни отрицанию, ни подтверждению». В истории науки было немало понятий, которые оказались фикцией.
Конт стремится построить " позитивную " науку об обществе - социологию (его термин), которая была чем-то вроде "социальной физики." Три раздела:
1. Социальная статика - учение об условиях существования общества;
2. Социальная динамика - учение об изменении социальных систем;
3. Социальная политика - программа социального действия. Основной тезис - это превращение " позитивной философии " в религию всего человечества.
Эрнст Мах
Основатель второго позитивизма (эмпириокритицизма).
Действительным знанием является содержание положительных наук (от Конта).
Программа "очищения опыта" - выработка критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.
"Принципиальная координация" субъекта и объекта. Не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. Принцип "нейтральности элементов опыта". "Элементы опыта" можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать.
Принцип экономии мышления. В этом принципе соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).
Теоретические понятия – только знаки для обозначения совокупности чувственных данных.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 348;