Культура Древнего Китая.
Практические потребности вызвали появление письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокой древности.
Уже в надписях на костях (II тысячелетие до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.
Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева дают понятие «лес»).
В дальнейшем (в конце II начале I тысячелетия до н. э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его произношение.
С установлением первой централизованной монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением нового материала для письма-шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальным строкам.
Составление календаря, необходимого для ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайским ученым удалось добиться важных успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т. е. передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцам была известна периодичность солнечных затмений.
Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойства квадратного и кубического корней.
До наших дней дошли сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений, советы земледельцам.
Высокого совершенства достигли китайские ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака и самоцветов.
В области изобразительного искусства китайские мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений, скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры указывают на высокое мастерство древних мастеров.
Недостатки общественного устройства, войны, обострение классовой борьбы в конце, периода Чжоу вызвали к жизни несколько философских систем и религиозных учений, наложивших отпечаток на всю идеологию Китая.
Интересы родовой аристократии нашли выражение в конфуцианстве. Великий мыслитель древнего Китая Конфуций (латинизированное Кун-цзы; родился около 550 - умер около 480 года до н. э.) создал идеалистическое этико-политическое учение, изложенное главным образом в «Беседах и рассуждениях» (Лунь-юй), записанных его учениками. Исходя из принципа «гуманности», Конфуций разработал систему отношений между людьми, покоящихся на уважении к старшим и строгом выполнении обязанностей, связанных с определенным положением в обществе. «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем»,- говорил он. Освящая сложившиеся социальные отношения и безропотное послушание подчиненного начальнику, Конфуций вместе с тем допускал и свержение правителя, коль скоро правитель своим недостойным поведением показал, что он не соответствует своему призванию, не есть настоящий правитель. Соединение конфуцианской этики со строгим соблюдением культа предков быстро придало конфуцианству характер религии.
Некоторым устремлениям патриархального крестьянства и мелких землевладельцев отвечала приписываемая Лао-цзы книга Даодэцзин (VI век до н. э.), где сформулировано учение даосизма. Наряду с элементами материалистического понимания мира (отрицание бога-творца) и стихийной диалектики в этой книге проповедуется возврат к золотой старине, когда всем была обеспечена спокойная жизнь. Резко критикуя современное ему общественное устройство, когда «народ голодает оттого, что слишком велики поборы и налоги», Даодэцзин призывает вернуться к утопическим временам, когда «люди не стремились к накоплению богатств».
Интересы новой знати, купцов выражали сторонники школы фацзя («законники»), к числу которых принадлежали многие государственные деятели Цинь. Деятели школы фацзя Шан Ян, Хань Фэй-цзы и другие призывали к созданию единого государства со строгой централизацией, в котором суровые наказания будут удерживать людей от преступлений, якобы присущих человеку по самой его природе.
Борьба между конфуцианцами и фацзя принимала порой очень резкие формы. Конфуцианцы были противниками монархии Циныиихуана и в 213 году до н. э. многие из них были казнены по приказу императора, а их произведения сожжены.
В I веке н. э. творил выдающийся китайский философ-материалист Ван Чун. Он учил о материальности мира и отрицал бессмертие души.
Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведения художественной литературы. В конце IV - начале III века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу - Цюй Юань. Он был непримиримым противником тех варварски жестоких и коварных методов, которыми пользовалось Цинь в борьбе за гегемонию в Китае и был сторонником добровольного объединения страны, за что поплатился изгнанием.
Раздумья о положении родины, о судьбах гуманной личности в эпоху всеобщей вражды и несправедливости - вот основные темы произведений Цюй Юаня. Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в могучие силы народа; его полные едкого сарказма и глубокой печали художественные обобщения. действительности приобретают жизнеутверждающее оптимистическое звучание.
Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань Гу в течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их произведениях (Шицзи, Цяньханыиу) обработаны народные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен. Официальные биографии деятелей китайской истории в их трудах часто представляют собой полные драматизма исторические повествования, включающие в себя и анекдот, и подлинный документ, вымышленный диалог и точную хронологическую справку; они написаны с определенной морализирующей тенденцией.
Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой популярностью.
Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей восточной Азии.
Контрольные вопросы и задания.
1. Расскажите о деятельности Ван Манна. Почему его реформы были свернуты?
2. Какие последствия для империи Хань имело восстание «краснобровых»?
3. Каковы главные причины восстания «желтых повязок»?
4. Найдите отличия между восстанием «краснобровых» и восстанием «желтых повязок».
5. Какие достижения древних китайцев в области духовной и материальной культуры стали достижением всего человечества?
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 378;