Двуречье под гегемонией Ура.
Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, называли себя царями Шумера и Аккада; позднее они получили наименование III династии Ура. Среди царей III династии Ура наибольших политических успехов добился Шульги, правивший около пятидесяти лет. Шульги удалось подчинить Ашшур (на Тигре) и одержать несколько побед над воинами Элама.
Время III династии Ура было периодом дальнейшего развития ирригационного земледелия и ремесла. Жители Шумера и Аккада осваивают большие массивы земель по Тигру, которые не орошались во время разливов реки: здесь приходилось строить специальные водоподъемные механизмы, служившие для полива высоких полей. Плужное земледелие получает всеобщее распространение; при этом вместо сохи, которая только царапала землю, стали применять примитивный плуг, переворачивавший почву; вместо ослов в плуг впрягали быков. В это время в Шумере разбивают большое количество финиковых садов, а в Аккаде разводят виноградники.
В многочисленных текстах конца III тысячелетия до н. э. постоянно упоминаются бронзолитейные, гончарные, столярные, ткацкие мастерские и склады, в которых хранились запасы металла, шерсти, дерева и т. п. С развитием земледелия и ремесла растет товарное производство и укрепляются связи между отдельными районами страны.
В соответствии с хозяйственным прогрессом в конце III тысячелетия до н. э. возникают две основные тенденции социально-экономического развития. Прежде всего укрепляется частная собственность на землю как на высоких полях, так и на естественно орошаемых. Общинные владения все больше переходят в руки отдельных малых и больших семей, и это укрепление частной собственности, естественно, сопровождается разной имущественной дифференциацией. Появляется большое число людей, потерявших свои земли; они превращаются в поденщиков и мелких съемщиков, работающих на полях крупных собственников, и иногда продают, себя в рабство, обеспечивая, правда, договором минимум пищи и одежды и оговаривая объем своих работ.
Развитие ростовщичества, связанное с ростом товарности производства, еще более ухудшало положение рядовых свободных; ростовщики (в том числе жрецы и жрицы) вели интенсивные операции купли-продажи садов, полей, домов; они ссужали бедняков зерном, серебром, кирпичами на условии уплаты высоких процентов; перед неисправным должником вставала мрачная перспектива кабального рабства: бедняк, у которого не было средств расквитаться с ростовщиком, должен был собственным трудом (или трудом членов своей семьи) отрабатывать долг.
Развитие частной собственности оформлялось в законодательстве царей III династии Ура. До последнего времени законы конца III тысячелетия до н. э. не были известны. Сравнительно недавно удалось найти кодекс, составленный основателем этой династии.
Другая тенденция заключалась в укреплении царского хозяйства. Цари III династии Ура, продолжая политику своих предшественников, наложили руку на земли храмов - храмовые владения были полностью подчинены царской администрации. Вместе с тем значительное число общинных владений также было поглощено царским хозяйством. На этих землях возникали обширные полеводческие поместья, где работали массы рабынь и так называемых гурушей.
Г у р у ш и (среди них могли быть и военнопленные и соплеменники) работали в царском хозяйстве в течение всего года и, следовательно, являлись работниками, оторванными от собственных средств производства.
Кроме труда постоянных работников - гурушей, царское хозяйство использовало - особенно в период жатвы - большие массы свободных поденщиков.
Гуруши и рабыни обслуживали не только- полеводческое хозяйство, но и ремесленные мастерские царей.
Укрепление царского хозяйства и собственности царя на землю создавало материальную предпосылку для усиления политической централизации страны. Власть патеси в городах Шумера и Аккада фактически была уничтожена - они превратились в чиновников, назначаемых и смещаемых царем; таким образом был нанесен окончательный удар потомкам старой родовой знати. Стремясь укрепить свой авторитет, цари III династии Ура добиваются обожествления: царь Шульги и его сын были объявлены богами. На памятниках искусства этой эпохи охотно изображали сцены вручения богами символов царской власти правителю Шумера и Аккада.
Однако беспредельное расширение царского хозяйства, превращение свободных работников в бесправных гурушей, развитие ростовщичества и долговой кабалы - все это ослабляло царство Шумера и Аккада. Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей: Элам, который еще недавно признавал власть царей Ура, добился свободы и сам перешел в наступление; с запада все активнее проникают в Двуречье кочевые племена Сирийской степи, говорившие на одном из семитических языков амореи. В 2007 году эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, основали там множество самостоятельных династий
Контрольные вопросы и задания.
1. Назовите основной памятник древней истории Шумера и Аккада отражающий борьбу социальных группировок в Лагаше.
2. Какие обстоятельства способствовали усилению Аккада и объединению страны под властью его царей?
3. Определите основные направления внутренней и внешней политики Саргона и его преемников?
4. Какой народ сокрушил царство Аккада и какое государство стало новым объединителем Шумера и Аккада?
5. Какие новые тенденции социально-экономического развития Двуречья конца III тыс. до н. э. являлись основными?
6. Перечислите главные причины ослабления и упадка царства Шумера и Аккада.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 447;