Старовавилонское общество по законам Хаммурапи.
Таким образом, Хаммурапи, шестому царю первой вавилонской династии (1792-1750 годы до н. э.) удалось завершить объединение Двуречья и формирование единого древневавилонского царства.
Царство Хаммурапи было разделено на две половины, управлявшиеся на разных основаниях. Область Аккада и северная часть Шумера управлялись при посредстве царских наместников, носивших различные титулы в зависимости от сферы их действия и их функций. Царские наместники назначались в области и города; в городах они контролировали деятельность городских старейшин. Высшие чины назывались суккаллу; в подчинении у них были административно-финансовые агенты, заведовавшие сбором налогов и отправкой населения на царские работы и располагавшие большим штатом сборщиков налогов и агентов по организации отрядов рабочих людей на царские работы. Основное внимание суккаллу сосредоточивали на сборе налогов, производстве работ на дом царя и на организации войска. При Хаммурапи (как, впрочем, и до него) существовало постоянное войско, состоявшее из воинов разного ранга. За свою службу они получали участки земли. В документах называются три военных чина: деку - начальник военного подразделения, вероятно, соответствовавшего нашему полку; далее реду и баиру, которые были рядовыми воинами (но до сих пор различие между ними остается для нас неясным).
Другая половина царства, южный Шумер, находилась под управлением царского наместника Синидиннама. Там было сосредоточено личное царское хозяйство, состоявшее из земельных владений и огромных стад скота, которые раньше принадлежали Римсину. Наместник должен был контролировать управителей и других агентов этого хозяйства и руководил всеми прочими функциями административно-финансового управления.
Таким образом, ясно выступает та функция восточной деспотии, которую характеризуется как ограбление собственного населения. Другая функция - грабеж чужих народов - в царстве Хаммурапи занимала менее заметное место, чем в царстве Шумера и Аккада, при III династии Ура или в позднейшей Ассирии. Третья функция - забота об орошении - выражалась главным образом в контроле над содержанием в исправности системы каналов и дамб. Работы такого рода постоянно упоминаются в распоряжениях Хаммурапи; для организации этих работ существовали специальные агенты, так называемые писцы каналов. Под их руководством был прорыт большой канал, названный в честь царя Хаммурапи - изобилие.
Описанная организация управления по существу не была новой, так как основы ее были заложены еще в эпоху III династии Ура. Вавилонские цари только упорядочили ее и уточнили ее функционирование применительно к местным условиям севера и юга.
Чрезвычайно важным событием было издание и введение в действие при Хаммурапи нового свода законов. Это мероприятие было вызвано тем, что шумерские законы, изданные при царях III династии Ура и законы Липитиштара, уже не соответствовали тем экономическим и общественным условиям, которые к этому времени сложились в древневавилонском царстве. Кроме того, эти законы были составлены на шумерском языке, уже непонятном для населения древневавилонского царства. Свод законов Хаммурапи является чрезвычайно важным памятником истории Двуречья и важным источником, позволяющим выяснить вопрос о классовом характере вавилонского царства, ибо он показывает, на какие группы общества опирались вавилонские цари и чьи интересы они в первую голову поддерживали.
В законах Хаммурапи перед нами выступают классы и сословия вавилонского общества в их правовых взаимоотношениях.
Свод законов Хаммурапи состоит из трех частей: введения, самого текста законов и заключения. Во введении мы читаем пышные фразы об установлении правды и счастья для всех подданных царя. Свод законов содержит 282 статьи, из которых 33 утрачены вследствие порчи базальтового столба, на котором они были начертаны: некоторые из них восстановлены на основания фрагментов свода, найденных в разных местах. О законах Хаммурапи имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву, несколько статей, касающихся общинного права, ряд статей, касающихся рабства. Красной нитью проходит через свод законов забота о всемерной охране имущественных прав рабовладельцев-землевладельцев, домовладельцев, жрецов, купцов и ростовщиков, особенно права собственности на рабов. Кража раба, также как укрывательство беглого раба, каралась смертью. В заключении свода законов царь еще раз восхваляет свою заботу о подданных, называет себя царем несравненным правды; и призывает проклятье на головы тех, кто осмелится разрушить стелу, на которой начертаны его законы. Это были законы, ограждавшие права и интересы господствующей рабовладельческой верхушки древневавилонского общества.
Кроме свода законов, от эпохи древневавилонского царства до нас дошло несколько сот документов и частных деловых писем. Поэтому мы имеем возможность дать характеристику его экономического и общественного быта, хотя, разумеется, многие вопросы социально-экономической истории Вавилонии остаются дискуссионными
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 371;