Циклы в музыке эпохи классицизма и романтизма


Классический сонатно-симфонический цикл - сложился в XVIIIвеке, в музыке венских классиков. Может состоять из 4-х частей - симфонии, сонаты, квартеты, 3-х - концерты, сонаты, 2-х - сонаты, более 4-х - ансамбли, симфонии.

Строение сонатно-симфонического цикла (типовые варианты)

№ части Темп, Тональность Форма, жанр Драматургическая роль Смысловое значение по Медушевскому
I Allegro или умеренно быстрый. Главная Сонатное аллегро (реже другие). Возможно вступление Главная часть, жизнь во всем раз- нообразии, движе- иии, контрастах и стремлениях Жизнь деятельная в единстве  
II Andante, Mode- Rato илидру- гие неторопли- вые. S, однои- менная, парал- лельная Сложная 3х - частная, сонатная без разработки, вариационная, реже другие Мир созерцания, размышлений, природы, лирических и возвышенных чувств Созерцательная, центр возвы- шенной красоты чистоты, ду- ховных размышлений, небес- ной любви, в миноре - нотки покаяния тоски, раскаяния, духовная собранность
III Allegretto Главная Менуэт, скерцо (позже вальс). Сложная 3х – частная с трио Обращение к жанровости как отражению повседневной стороны жизни Добродушное и зловещее. Сиюминутное,жизненно-реаль-ное. Игры, шутки человечества темнели. Родство видов скерцо в противопоставлении богоот- ветственой глубинежизни.
IV Allegro, Presto. Главная, одноименная мажорная Сонатная форма, рондо-соната, рондо Финал, итог всего произведения Финал. По отношению к I-IIIч.– оппозиция личного и общестственного. Соборность как соединение людей высшей благодатью.

Медленная часть и танцевальная могут меняться местами. В трехчастном цикле отсутствует жанровый раздел, в послеклассическом концерте бывают 4 части. Уже в творчестве венских классиков появились программные симфонии (Гайдн, Бетховен) и более 4-х частей, кантатно-ораториальное начало, что продолжат композиторы последующих эпох.

Новая сюита - связана с творчеством романтиков и программностью. Примеры: “Карнавал”, “Фантастические пьесы” Р. Шумана, “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского, “Маленькая сюита” А. П. Бородина, “Времена года” П. И. Чайковского. Оркестровые сюиты: “Антар", “Шехеразада” Н. А. Римского-Корсакова, “Детские игры” Ж. Бизе, 3 сюиты П. И. Чайковского. Произведения обладают индивидуальной формой и способом воплощения идеи. “Карнавал” - вариации на основе принципа монотематизма “Картинках с выставки” – рондо-сюита и т.д. Есть сюиты из музыкик спектаклям.

Циклы в вокальной музыке



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2648;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.