Гл. 1. Тайнопись знаменного распева
Изучить в тонкостях греческую премудрость было немыслимо. И вот тут на выручку пришло одно из замечательных свойств русского менталитета. Способность брать в чужой культуре семя, и, взращивая, трансформировать и получать плод небывалый. Вглядимся пристальнее в прихотливые изгибы византийской мелодии:
Богато расшитый узор скрывает основу ткани – неспешное вращение вокруг стержня. Нельзя ли выявить суть и воплотить ее в более простой форме?
Диапазон сужен до квинты, скачки отсутствуют, хроматизм исключен. Мелодия нанизывается на осевой звук. При поверхностном восприятии музыка эта может показаться примитивной. Но на самом деле все не так просто. Вот пример.
Двоичный код содержит всего два символа – 1 и 0. С помощью их чередования отображаются огромные массивы информации, моделируются объекты и процессы. Итак, предположение автора состоит в том, что наши предки-славяне, позаимствовав у греков основы мелодической техники, создали символический язык принципиально иного уровня. Отказавшись от витиеватой пестроты, можно получить азбуку!
Слушая знаменный распев, мы не чувствуем алгоритма превращения множества элементарных ходов мелодии в единый живой образ. Что услышит человек, не владеющий азбукой Морзе? Монотонно-убаюкивающий ряд точек и тире…И нам не хватает созерцательной ясности ума, внимательного терпения и памяти, чтобы интуитивно синтезировать распростертый во времени, неспешный ряд простых звуковысотных перемен. А что обычно слышат и ценят в «знамени» его поверхностные любители и ярые противники «партеса»? Монотонную умиротворенность, нейтральный фон, не отвлекающий от слов. А зачем распевание гласных на некоторых участках мелодии?
И мало кто догадывается, что знаменный распев – одна из форм полифонии. Сверхобъемный образ сакрального пространства, вытянутый в ниточку с бусинками-четками. При восприятии должно быть обратное. Перебор этих четок трезвенным умом созерцателя подобен… проигрыванию компакт-диска. Луч лазера (сознательное внимание) непрерывно скользит по ниточке нулей и единиц; процессор (ум) передает информацию в память (подсознание) и на основе ее обновленного содержания проецирует на экран (чувства) суммарную объемную картину – звуковой иконописный лик.
В традиционной иконописи нет объемной перспективы. Она была бы там таким же излишеством, как для компакт-диска третье измерение. Священный простор мира горнего изображается точным ритмом ограниченного набора цветовых и пластических форм, строго вмещаемых в единую плоскость. Как и распев – в единую мелодическую нить.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1699;