Билет № 29. Понятие литературного направления. «Поэтическое искусство» Буало как манифест классицизма.
Существуют исторические закономерности в развитии литературы, проявляющие в общности творчества писателей. 3 стадии в историческом развитии литерату: синкретическая (мифопоэтической), риторической (традиционалистской), индивидуально-авторская. Лит-ра любого периода – это переплетение трансисторических и конкретно-исторических свойств.
Литературное направление – конкретно-исторический характер, формирование на основе определенного художественного метода, программность творчества как показатель высокого уровня художественного самосознания. По Поспелову, надо отделить от «литературного течения» - объективная, идейно-художественная общность творчества группы писателей.
Появление направлений - признак зрелости литературы. Классицизм – первое крупное международное направление. Программность проявляется в создании манифестов.
«Поэтическое искусство» Буало – дидактическая поэма в 4 песнях, написанная александрийским стихом. Перепев многих мотивов из «Науки поэзии» Горация. Основная идея – подчинение всех элементов произведения (характеров, сюжета, описания, композиции, рифмы, синтаксиса) Разуму, то есть это гимн ясности мысли и её выражения. («Обдумать надо мысль и лишь потом писать»). Осуждается пышность, слепая отдача вдохновению. 2 из 4 песен – подробное описание жанров. Идея: нужно блюсти чистоту жанра и учиться на образцах (Гомер, Софокл Феокрит…). Однако традиционализм сочетается с новизной: включены в жанры сонет, мадригал, водевиль, баллада, в трагедии важней всего характеры + развитие теории единого действия («Пусть напряжение доходит до предела И разрешается потом легко и смело»).
Примеры: Песнь вторая. М.б. персонификация жанра. Идиллия – сравнение с пастушкой, наивная и простая, без блестящих слов, ласкает негой (образец - Вергилий).
Элегия – В одежде траурной элегия уныло, Рассыпав волосы над гробом слезы льет. (осуждается пустота слов и плохая игра, должно царить сердце).
Ода – полет до облаков, вступает в сонм богов, трудолюбивая пчела (осуждается педантичность в фактах, в месте, в числе, в боязни отступить от сюжета).
Сонет – строгие законы Аполлона, чтобы извести франц. рифмачей, очень ёмкая форма, осуждает совр. ему авторов.
Эпиграмма – сложно уложить мысль, острое словцо. Взята из Италии, новинка, пленившая толпу, приманка, вошла в сознание и растворилась во всех жанрах, но потом ограничили доступ в эпос и драму.
Поэма, баллада (по прежним законам), мадригал (прост и благороден), сатира (не для злословия, но чтобы явить истину, но потом – о чересчур болезненных её уколах).
Водевиль – веселая песенка на разных лиц, каждый мог добавить куплеты, нескромен, но мил, осуждает атеистические водевили.
Песнь третья. Искусство – превращение противного и ужасного в прекрасное (страдания Эдипа). Обращение к актерам, реакция зала на хорошую или плохую игру: с первых строк должна быть ясна суть, сюжет во вступлении, герой называет себя, мастерство действия, принцип 3-ех единств – места, времени и действия. Избегать слишком невероятного (правда должна быть похожа на правду). Избегать натур. подробностей – передавать опосредованно. Трагедия (её история: бесформенна и груба, Феспид -1, Эсхил – 2 и маски, Софокл – 3 - гармония). Роман (о настоящем герое, единство характеров и поступков, соответствие чувств словам). Эпос (величие, пространное действие)…. Давать много, а сулить читателю мало. Для поэмы – труд и время. Проблема опережения времени великими писателями (Гомером и Вергилием). Комедия (благородные остроты).
«Поэтическое искусство» Буало – это пример нормативной поэтики, задача – на образцах выстроить норму.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2274;