Итак, имеем следующие предположения.


1. Знаменный распев – язык, в основе которого ритм символической азбуки – информационный код.

2. Элементы кода: типовые попевки, на более глубоком уровне – отдельные, «атомарные» интонации-шаги относительно опорного тона – оси координат.

3. Суммирование памятью линейно изложенного кода порождает объемный образ. Можно охарактеризовать распев как свернутую (интегральную) форму полифонической архитектуры.

4. Адекватное осмысление знаменной речи блокируется: неведением основ языка; рассеянностью внимания; неверным масштабом линейки психологического времени (попросту – нетерпением).

Успешное преодоление этих препятствий, согласно личному опыту автора, возможно в порядке, обратном их перечислению. Постепенно, с помощью Божией при внимательном слушании (пении, мысленном прохождении текста) меняется скорость течения внутреннего времени (вплоть до замедления ритмов жизнедеятельности). Приходит ясность памяти и концентрация ума, способность перебирать четки мелодии без отвлечения и пропуска бусинок. И, наконец, пробуждается интуитивное понимание… В том числе и того, что ты понял только самую-самую малость.

Творцы знаменного распева были воистину люди «не от мира сего». И созданный ими язык во многом превосходит полифоническое мышление Запада. Рассмотренные в нашем «Экскурсе» основы этого мышления – геометрическая комбинаторика, фрактальность, гармония симметрии и асимметрии, взаимосвязь начал непрерывности и дискретности – присутствуют и в распеве. Но в творениях даже лучших мастеров-полифонистов, какими были великие нидерландцы, «архитектурная кухня» хорошо видна, ее приемы достаточно наглядно различимы если не на слух, то при внимательном чтении партитур. И если сравнить этот конструктивный уровень с арифметическим исчислением, то знаменный распев представляется структурой интегральной. Как известно, сам принцип интегрального исчисления в математике основан на суммировании ряда дискретных значений плавно меняющейся величины. А звуковая ткань как будто специально организована так, чтобы инициировать у внимательного слушателя именно этот процесс.

Для желающих попробовать серьезно вникнуть во все вышесказанное, приводим целиком Херувимскую песнь столпового распева – образец, идеальный для постановки неспешного созерцательного внимания, переводящего ум от временной суеты к лицезрению вечных логосов, запечатленных знаменной тайнописью.

 



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1657;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.