Искусство как явление. Музыка в ряду искусств


Введение: Музыка как явление

Музыка! Сколько загадочного таит она в себе, как велика и разнообразна сила ее воздействия на человека и все живое! Как непосредственен и удивителен ее путь к сердцам людей! Сколько прекрасных слов сказано о ней великими композиторами различных эпох, сколько в истории предпринято попыток разгадать и понять ее глубинную суть и предназначение! Вот несколько цитат:

“Музыка есть откровение более высокое, чем мудрость и философия” (Л.Бетховен).

“Конечная и последняя цель генерал-баса, как и всей музыки – служение славе Божией и освежение духа. Там, где это не принимается во внимание, там нет настоящей музыки” (И.С.Бах).

“Музыка должна оказывать очищающее действие на умы и сердца”. “Отдавшись этой музыке, ты должен стать совсем другим человеком. Это очень ответственно”. (С.Рахманинов).

О сути музыки

На протяжении столетий люди старались узнать и объяснить феномен музыки. То, что мы наблюдаем и анализируем, часто относится к ее внешней форме. Человек может найти слова для описания звучания и толкования (как ему кажется) содержания произведения, но чем является музыка, по сути? Почему древнекитайский философ Конфуций утверждал: “Разрушение любого государства начинается с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ, обречен на вырождение”?

Почему важно исходить из духовной природы искусства, что во все времена осознавали великие композиторы, подчеркивая высокий Источник музыки? Бетховен писал в Гейлигенштадском завещании: “Да, то, что может тронуть сердце, должно приходить Свыше, иначе – это только ноты – тело без души…творение чтит Творца и Создателя бесконечной природы”.

Крупнейший представитель авангарда второй половины XX века К. Штокхаузен использовал понятие космическая музыка: “Мы, музыканты, в случае, если сами не закрываем себя, то становимся проводниками универсального космического Духа”, “я не сочиняю СВОЮ музыку, но только передаю вибрации, которые я получаю”.[1]

Отечественный музыковед В. Медушевский подчеркивает, что “музыка насквозь духовна”: “Предмет музыки – невидимое, логосы[2] бытия и их отражение в сердце человека. Как передано невидимое: изобразительно, через видимое, через речь персонажей, воспроизведение звучаний природы, через повествование рассказчиков или символически – вопрос второй, технический”.[3]

Музыка – явление, присутствующее во всех сферах жизни и может быть правы те, кто говорит о музыке души или сердца, природы, любви, о музыке в литературе или живописи?

Акростих

Слова строками сплетаю,

Трепетным ритмом играю

И рифмы, шепча, подбираю.

Хожу и ищу музыку смысла

И тишину, что над нею повисла.

 

М. Сатаров. У каждого путь к свету неизбежно свой

Из истории

Цитата из книги «Вечера в оркестре» (1853) Гектора Берлиоза: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся... в полнейшем диссонансе с нотами голоса... Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом».

Сегодня очевидно, что в странах Древнего Востока мы встречаемся не только с самобытным творчеством их народов, но и с попытками глубокого осмысления сути и предназначения музыки, с изучением ее математических основ и разработанной теорией.

Согласно восточным представлениям[4], все есть вибрация. И поскольку Звук – это вибрация, движение, то он и лежал в основе Творения. Поэтому и говорили, что музыкой был создан мир. Свет – это тоже вибрация и движение. Звук и Свет - это одно, то есть, два аспекта жизни. Гармония создается отношением между звуками и цветами.

Среди видов искусства музыка особо божественна, потому что является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей Вселенной. Это закон гармонии и пропорции, создающий равновесие во всем. В музыке можно увидеть картину Вселенной, объяснить секрет и природу всей ее работы. Также музыка проникает глубже всего в человека и может вознести душу над пределами формы. Она оказывает духовное и медицинское воздействие.

Великие пророки были музыкантами. Есть легенда, что Моисей услышал повеление Бога на горе Синай в словах Museke - Моисей, внемли. Откровение состояло из тона и ритма, и он назвал его Музыка.

Существует музыка природы, в цвете и линиях, музыка человека - в гармоничном он состоянии или дисгармоничном (слышим, но не ушами). “Чем больше человек открыт для всего прекрасного и гармоничного, тем сильнее его жизнь настроена на эту вселенскую гармонию и тем больше он будет выказывать дружеское отношение к каждому, кого он встречает. Сама его атмосфера будет создавать музыку вокруг него”. “Если бы только человек мог увидеть, на какую высоту настроены различные души, в каких разных октавах люди говорят. Какие разные нормы люди имеют”.

Музыка в Индии понималась как первоязык мира: человека, зверей и птиц. Музыка (“сангина”)рассматривалась и как средство богопознания и проникновения в глубины человеческой души. Центром классической музыки и танца был храм. Для индийской культуры характерно единство инструментального, вокального и танцевального начал.

Было 7 главных тонов, имеющих сакральный смысл: связь с 7 планетами Солнечной системы, с 7 цветами. Говорили: “видеть звук и слышать краски”.

Рага. Считается, что их игра, прослушивание полезны для энергетики человека, так как частота 7 главных нот совпадает с частотой вращения основных чакр.

 

О музыке древнего Китая сохранились документы с XVI—XI вв. до н.э. «Юэ» - это и музыка и другие виды искусства: поэзия, танец, живопись, архитектура и даже сервировка стола. С древности музыка рассматривалась в контексте различных религиозно-философских представлений: Конфуцианства, Даосизма, Буддизма. Ей придавалось символическое значение, связь с устройством мироздания, общества.

Система люй-люй («строй», «мера») – это система камертонов. Октава делилась на 12 хроматических звуков. Настройка инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

"Двенадцатиступенчатый звукоряд, соответствующий двенадцати месяцам года, состоит из двух «взаимопроникающих звукорядов» – инь (минорного) и ян (мажорного)" (Т.Григорьева).

Позже выделили5 звуков: «дворец», «беседа», «рог», «собрание», «крылья». Звуки пентатоники - символ и 5 первоэлементов (огонь, вода, земля, воздух, дерево), 5 планет, 5 цветов (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый), 5 рангов социальной иерархии («правитель», «чиновники», «народ», «деяния», «вещи») и др.

Если эти пять нот не перепутать, то не будет и негармоничных звуков. В хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и доставляют людям радость, поэтому и управление гармонично; в плохо управляемом обществе музыкальные звуки злобны и вызывают гнев у людей. Музыка не только является камертоном состояния общества, но и влияет на него. Расстроенность ноты гун и означает, и может вызвать высокомерность правителя, шан – испорченность чиновников, цзюэ – ропот народа, чжи – упадок дел, юй – оскудение богатств. Когда все пять нот расстроены, все приходит в разлад и «дни гибели государства близки».

В V-III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены 2 звука и была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу, постепенно сложились и две традиции: северная и южная.

Император Хуэйцзун музицирует на цине, что в V в. до н.э. считалось искусством высокообразованных учёных. Деталь свитка.ок. 1102г.

В 1978 г. при раскопках найден набор из 64 колоколовV в. до н.э.Каждый колокол издавал 2 ноты. Имеются надписи с указанием нот и что перед отливанием точно подчитывалась высота звучания.

 

Что касается колыбели европейской культуры Древней Греции, то каменные пластинки с записанной музыкой - Гимном Аполлону (IV век до н.э.) - были обнаружены в 1893 г. французскими археологами в Дельфах, священном городе бога Аполлона.

О всецветущий, ведь ты кифарой своей полнозвучной

Ладишь вселенскую ось, то до верхней струны поднимаясь,

То опускаясь до нижней струны, то ладом дорийским

Строя небесную ось, - и все, что на свете живого,

Ладишь, гармонию влив во вселенскую участь для смертных...

В Древнем Китае и Греции утверждалась идея связи музыки и космоса, взаимоотношений космической музыки и человека. Космосом[5] Вселенную назвал Пифагор, его школе принадлежит знаменитое учение о гармонии сфер.

Гармония сфер (музыка сфер) — представления древнегреческих мыслителей о звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. "Согласно Пифагору, сама Вселенная являет грандиозный монохорд, чья струна протянулась из самых недр Земли до неведомых глубин Космоса. Ее верхний конец соединен с абсолютным Духом, а нижний — с абсолютной Материей. Гармоничное звучание такой струны возможно только при сохранении ее целостности, когда оба полюса находятся в абсолютном взаимодействии — Равновесии".

"Пифагор учил, что человек и Вселенная сделаны по образу Бога. И поскольку образ этот один, то знание об одном является знанием и о другом, Он, далее, учил, что есть постоянное взаимодействие между Большим Человеком (Вселенной) и человеком (малой вселенной). Пифагор верил, что все сидерические[6] тела являются живыми и что формы планет и звезд являются просто телами душ, умов и духов точно так же, как видимая человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, который и есть в реальности сознающий индивид. Пифагор считал планеты волшебными божествами, достойными поклонения и уважения человека".

Пифагор предполагал наличие 3 уровней: звезд с планетами, луны, солнца —с интервалами "целого", "кварты" и "октавы". Считалось, что гармонию сфер — музыку врачующую душу и порождающую состояние катарсиса, различал лишь сам Пифагор.

В средние века о музыке и гармонии писали богословы: “…порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этого созвучия… из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божьей” (Г. Нисский, IV век).

В православной традиции сущность музыки связывается с ангелоподобным пением. В ночь Рождества Христова «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13 — 14). Ангелы воспевают Бога на Небе, а люди – на Земле, и “как мы ведем жизнь равноангельскую, так и пение должно быть равноангельским” (Св. Григорий Богослов). Музыка как наука входила в квадриум вместе с арифметикой, геометрией и астрономией (тривиум включал риторику, грамматику и диалектику).

В Новое время сменилось три эпохальных художественных стиля: барокко, классицизм и романтизм. Появившиеся представления о музыке как особой речи, способной выражать аффекты (состояния), как языке чувств, раскрывающим внутренний мир человека и др. отвечали эстетическим и мировоззренческим реалиям эпох.

XX век и современность привнесли существенные изменения во все стороны жизни. Особенно яркие новации были порождены двумя Авангардами (начала века и 50-х-60-х годов). Преобразования оказались настолько серьезными, что стали говорить о “великом переломе”, “сломе”. По словам К. Штокхаузена “уже около сорока лет мы находимся в стадии взрыва в обновлении музыки”(1991 г.). Музыковеды отмечают, что она “ушла куда-то в новые измерения…мы имеем дело с глубоким изменением самого существа того, чтó мы ощущаем как музыку”[7]. Мелодия, или горизонталь и гармония, или вертикаль – два традиционных измерения. Третье – связано с самим звуком, его новым характером. К. Штокхаузен объясняет, что теперь сами “вы создаете свои новые звуки”. Возникает сонорика или музыка звучностей. Однако, К. Штокхаузен использует и знакомое понятие: “Все время звучит музыка сфер”.

Искусство как явление. Музыка в ряду искусств

Искусство — это мудрость в обличии красоты.

Хорхе Анхель Ливрага

Изучайте науку искусства и искусство науки.

Леонардо да Винчи

Законы Искусства берут свое начало не в материальном,

а в идеальном мире, где обитает Красота,

материя может лишь указать границы, в пределах которых

распространяется художественное вдохновение.

Делия Стейнберг Гусман

Искусство связано с духовной сферой человека, с эстетическим отношением к тому, что его окружает, спроявлением творческого начала. В нем, по высказываниям великих мастеров, отражается их приобщение к Высшим мирам.

Искусство разных веков и стран позволяет не только прикоснуться к истории, изложенной вхудожественной форме, но и почувствовать мироощущение людей той или иной эпохи, заглянуть в их внутренний мир, увидеть эволюционный путь человечества. Это может помочь современным людям понять свою природу и место в жизни.

В художественных произведениях, в специфическом образном виде выражаются представления о красоте, гармонии и поисках истины.

 



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3840;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.