Тема 2. Выразительные средства музыки
В любом виде искусства используются специальные выразительные средства.
Музыка – искусство звуковое. Традиционно считалось, что ее звукам присущи четыре свойства: высота, тембр, длительность и громкость. Однако они есть не только в музыкальных звуках, и в современной психологии разработана другая теория: о трехкомпонентном восприятии звука в музыке. Этими компонентами являются: высота, светлотность и тоновость (иногда выделяют только два последних свойства).
Светлотность – проявляется при поступенном движении: восхождение или нисхождение мелодии; смены регистров (тембров) вызывают красочные ассоциации. Причем в высоком “светлом” регистре высота звука ясная, в низком “темном” едва прослушивается, но ярче тембровый колорит.
Тоновость – опирается на цикличность, слышание октавных повторений звуков, интервалов, их характерного звучания, консонансов и диссонансов, ступеней лада. Это основа слышания гармонии в музыке. Оба компонента взаимосвязаны, они являются источниками важнейших слушательских ассоциаций.
Итак, чтобы стать музыкой, звуки превращаются в музыкальный тон, затем особым образом организуются, подчиняясь внутренним законам и системам, сложившимся в данном виде искусства: звуковысотной, ладовой, метроритмической, гармонической, синтаксической. Все это определяет соответствующие выразительные средства.
Классификация выразительных средств музыки
Их принято разделять на специфические (мелодия, лад, гармония и др.) и неспецифические(ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и др.). Первые - выработаны внутри самой музыки, в ходе ее развития, вторые - связаны с окружающим миром, выражением чувств; они встречаются в жизни и других видах искусства. Это - два уровня, они взаимодействуют, но специфические системы главенствуют, благодаря им, звуки становятся музыкой.
Мелодия, гармония, метроритм (метр, ритм, темп). Лад, тональность, тембр, регистры. Динамика, артикуляция и штрихи, мелизмы. Склад (монодический, полифонический, гомофонный, аккордовый или хоральный), фактура.
Еще о восприятии: аналитическое или синкретическое? При восприятии музыки действуют два взаимосвязанных начала или стороны - аналитическая и интонационная.
Когда музыканты стараются точно определить высоту и длительность звука, они делают это аналитически. При слушании или исполнении музыкального произведения, когда все элементы и выразительные средства выступают в единстве, целостно. Объединение происходит в интонации.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3020;