Право в системе социального и технического регулирования


Регулирование поведения людей в обществе выражается в определенном воздействии на деятельность людей со стороны общества в лице его общественных институтов.

Основную цель такого регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами.

Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и ненормативное (индивидуальное).

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. моделей поведения. Это означает, что индивиду или группе в целом предписывается определенный – должный – вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д.

Признаки нормативного регулирования: носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц; рассчитано на неограниченно долгое применение во времени; рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций.

Элементами нормативного регулирования являются технические и социальные нормы.

Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам. В основе технических норм лежат естественные законы природы (физики, химии, биологии и т.д.). Примерами могут служить всевозможные правила техники безопасности, инструкции, устанавливающие порядок работы на некоторых технически сложных производствах и т.д.

Социальные нормы – это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми в различных сферах жизнедеятельности общества.

Ненормативное (индивидуальное) регулирование предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Социальным нормам присущи следующие признаки:

- являются общими правилами, моделями, образцами, стандартами человеческого поведения с точки зрения интересов общества;

- направлены на регулирование общественных отношений, то есть строятся по типу Человек-Человек;

- возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

- формируются в процессе исторического развития и функционирования общества;

- действуют непрерывно во времени;

- обладают многократностью действия;

- обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, религию, право, обычаи и корпоративные нормы.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регуляторов с точки зрения свободного действия всех этих регуляторов по единому и всеобщему правовому основанию. В условиях развитости и самостоятельности различных видов социальных норм именно право способно придать этому разнообразию социальных регуляторов определенное системное единство. В историческом плане определяющее значение права соответствует такой эпохе, когда правовое сознание начинает играть ведущую роль в системе форм общественного сознания. Вначале такую роль играла мифология, затем – религия, в Новое время – мораль.


 

Право и мораль

Право и мораль являются самыми распространенными и наиболее взаимодействующими социальными регуляторами, которые имеют как общие, так и особенные черты, выступают различными способами отражения до минирующих ценностей, преследуют единую цель по согласованию интересов, обеспечению социальной справедливости, предотвращению и разреше­нию конфликтов, обеспечению надлежащей жизнедеятельности социума.

Обычно мораль рассматривается как внутренне целостный единый со­циальный регулятор, в котором отражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве и т. д. Однако мораль всегда определяется при­надлежностью индивида к нации, сословию, социальной группе и т. д. Это не позволяет говорить об общечеловеческой либо общесоциальной морали, кроме как в контексте конкретного мировоззрения (цивилизации). Однако, как прави­ло, в качестве примера наличия общечеловеческой морали приводят «золо­тое правило этики», которое присутствует практически во всех моральных системах.

Мораль по направленности можно разделить на аскетическую и гедонистическую. Аскетическая мораль предписывает человекустремиться к каким-либо идеальным целям (самосовершенствование, защита прав человека). Она достаточно тесно сливается с религией либо идеологической доктриной, которые задают моральные цен­ности. Для такой морали не свойственно признание плюрализма ценностей. В гедонистической морали моральным признается то, что со­путствует росту наслаждения отдельного индивида и социума. Она не признает высших ценностей, кроме человеческой жизни, и готова в рамках данного утверждения ссылаться на плюрализм цен­ностей.

Право и мораль имеют различные источники происхождения и средства воздействия на социум. Современное право создается государством путем определенной формализованной процедуры, мораль вызревает и формиру­ется в социуме, воздействуя на процессы правообразования и правопримене­ния. При этом сфера действия морали в основном совпадает со сферой пра­вового регулирования, так как любое проявление права может оцениваться с точки зрения морали на предмет соответствия (несоответствия) ценностям морали. Право же, имея пределы своего воздействия на социум, не может оценивать многие отношения личного характера, стре­мясь быть формальным и беспристрастным.

Мораль регламентирует личностно окрашенные отношения, выступая в виде непосредственного социального регулятора, направленного в пер­вую очередь на внутренние мотивы поведения, и позволяет оценивать дея­ния во всех иных сферах с позиции добра и зла. Право охватывает опреде­ленные внешние значимые отношения и регламентирует отношения меж­ду индивидами как носителями социальных ролей.

Мораль оценивает отношения с позиции справедливости, претендую­щей на истинное и правильное понимание сущного и должного, и мотивов, лежащих в основе внешнего поведения, а право — с позиции формальной справедливости и внешнего поведения в наиболее значимых общественных отношениях.

Право формализует общественные отношения, как правило, вне зависимости от мотива и не должно испытывать давление морали в конкретных случаях. Мораль более направлена на внутренние мотивы индивида, которые порождают любое внешнее действие.

Мораль оказывает влияние на право. Так, признание какого-либо проти­воправного поведения моральным может в дальнейшем привести к измене­нию правового регулирования. Например, в СССР за семьей признавалось право иметь во владении (собственности) водном населенном пункте толь­ко одну квартиру (жилой дом). В случае, если семья получала в наследство еще одно жилое помещение, его предписывалось продать, чтобы не нару­шать принципов коммунистической морали. После обретения независимости Республикой Беларусь в законодательство были введены нормы призна­вавшие право на собственность в неограниченном размере.

В ряде случаев право придает приоритет моральному регулированию, сужая пределы своего вмешательства, в том числе наказывая за аморальные поступки, определяя моральные требования к ряду профессий. Например, согласно УПК не подлежат допросу в качестве свидетелей: священнослужитель – об обстоятельствах, известных ему из исповеди; врач – без согласия лица, обратившегося за оказанием медицинской помощи, по обстоятельствам, составляющим предмет врачебной тайны.

Право оказывает обратное влияние на мораль, признавая определенные моральные нормы противоправными, вторгаясь в моральную сферу. Например, в СССР в рамках атеистической пропаганды родители, воспитывавшие детей в религиозной традиции, могли быть лишены родительских прав на основании вовлечения детей в антиобщественную деятельность.

Таким образом, мораль имеет более широкую сферу применения, ее предписания от­личаются значительной неопределенностью (поступай честно, говори прав­ду), отсутствием детальных гарантий исполнения. Право регламентирует до­статочно ограниченный круг общественных отношений, отличается четкой формой выражения и конкретностью своих предписаний.


Право и религия

Религия как социальный регулятор регламентирует весь комплекс вза­имодействий людей и социальных институтов через призму догматических отношений со Сверхъестественным и охватывает все аспекты жизни инди­вида и социума. Всеобщность религии и ее направленность через внутрен­нюю мотивацию на внешнюю жизнь человека и социальных групп обуслов­ливает ее взаимодействие с правом.

Право и религия являются разноприродными социальными регуляторами, имеющими собственные цели и пределы воз­действия, направленными на единого субъекта (человека). Любая религия является уникальной в силу собственной догматики и притязаний на абсолютную истину, преследуя соб­ственные цели, проявляемые во внешней и внутренней жизни человека и социума. Современное право стремится достигнуть рациональных целей рациональными способами, игнорируя Сверхъестественное, сводя себя лишь к определенным внешним сферам бытия. Религия, наоборот, опирается на иррациональные (точнее, неоцениваемые) с позиции права абсолютные ценности, охватывая практически все бытие человека.

Особенностью религии является ее 1) стремление к мононормативности, т. е. обусловленности всего комплекса социального и индивидуального, внешнего и внутреннего поведения религиозными целями, а также 2) способ­ность трансформировать канонические и догматические нормы в предпи­сания иных социальных регуляторов. Многие изначально рели­гиозные нормы утрачивают в процессе использования свою религиозную окраску, охраняясь иными регуляторами. Например, такие принципы на­ционального семейного права, как единобрачие и заключение брака между мужчиной и женщиной, вытекают из христианства.

Религии имеют способность создавать собственные мононормативные правовые системы. Например, в иудаизме и исламе, которые можно рассма­тривать в качестве общинных юридических религий, религиозная доктрина является основным источником права, позволяя говорить о феномене религиозно-правовой системы. Исключением является христианство, которое, нравственно оценивая право, изменяет его внутреннюю сущность, что в пер­спективе влечет изменение внешнего правового регулирования.

Отношения религии и права зависят от конкретной религии и кон­фессии, поэтому данные феномены следует анализировать применитель­но к определенному государству.

Религия является формой идентификации и интеграции индивидов, что проявляется в рамках определенных религиозных организаций (корпораций) являющихся коллективными социальными субъектами. Применительно к христианству такая организация именуется церковью. Добровольность вступления в религиозную организацию — важнейший элемент религиозной свободы человека. В рамках религиозной организа­ции осуществляется воспроизводство определенного внутреннего стереоти­па поведения (мышления) человека, основанного на аксиоматичных и абсо­лютных ценностях.

Право и религия различаются по ряду оснований. В субъектной сфере право является единым регулятором и распространяется на всех лиц, на­ходящихся на определенной территории и (или) в определенной полити­ко-правовой связи с государством (гражданство), без учета национальной, религиозной и иной принадлежности (равенство перед законом). Религия распространяется только на лиц, которые ее придерживаются. По способу создания право создается и изменяется государством и поддерживается аппаратом государственного принуждения, религиозные нормы позиционируют себя как изначально исходящие от Бога (Сверхъесте­ственного), поэтому сущностно изменяться не могут. По сфере регулирова­ния право распространяется на наиболее значимые внешние общественные отношения, затрагивающие политику, экономику, разрешение социальных конфликтов, обеспечение правопорядка, практически не касаясь внутрен­ней духовной сферы человека. Религия охваты­вает все бытие человека, как внешнюю, так и внутреннюю сферы его жизни. По степени исполнимости право является общеобязательным и требует не­укоснительного соблюдения, которое обеспечивается государственными институтами по определенной процедуре. Религия менее жестко связывает факт нарушения религиозного предписания и факт воздаяния, который мо­жет быть и в загробной жизни.

При взаимодействии права и религии применительно к современности обычно говорят о верховенстве права, которое приобрело данное качество эпоху Реформации и контрреформации по причине утраты христианством (католичеством) статуса мировоззрения, интегрирующего Западную Европу (отказ от нормативности Священного предания). Таким образом, право стало инструментом, который позволил игнорировать религиозную мотивацию во внешнем поведении индивида, переведя ее на уровень частной жизни.

В Беларуси конституционно закреплены принципы: свободы каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или со­вместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к ре­лигии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом; равенства религий перед законом; регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций на основе зако­на с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государ­ственных традиций белорусского народа; запрета деятельности религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против су­веренитета Республики Беларусь, ее конституционного строя либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Принципы светскости государства и отделения государства от церкви в РБ конституционно не закреплены, хотя их основные признаки в национальном законодательстве присутствуют. Это означает, что государство, для которого цели религиозных организаций не являются собственными, не собирается отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий и планирует сотрудничать с некоторыми конфессиями при решении социальных проблем на основе принципа взаимного невмешательства во внутренние дела и определенного разделения сфер компетенции. Светскость гос-ва нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни социума. Существует необходимость сотрудничества гос-ва и религиозных организаций, которая вызвана тем, что индивид, одновременно идентифицируя себя как верующего и как гражданина, желает, чтобы гос-во с уважением отнеслось к его религиозной мотивации; а гос-во желает, чтобы верующий выполнял юридические обязанности.

В Беларуси основы взаимодействия религии и государства регламентированы Законом «О свободе совести и религиозных организациях», основанным на принципах: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, равенства перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, куль­турных и государственных традиций белорусского народа; духовной, куль­турной и исторической роли католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеран­ской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания. Закон призван обеспечить и гарантировать право на свободу совести и свободу вероисповедания, на со­циальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объе­динения в религиозные организации. Закон защищает как фундаментальные индивидуальные права, так и права коллективных субъектов (традиционных религиозных организаций), имеющих собственный культ, догматику и ве­роучение.

Принцип равенства религий перед законом означает равную обязатель­ность требований закона для всех религиозных организаций и их равную от­ветственность за нарушение закона. При этом государство может выборочно сотрудничать с отдельными религиями (конфессиями), которые имеют несопо­ставимо большую значимость для социума, составляют часть историче­ского, национального и культурного наследия страны. Таким образом, равенство религий пе­ред законом не означает запрета на возможность и обязанность государства сотрудничать с религиями, оказавшими наибольшее влияние на его историю.




Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 221;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.