Право и Христианство
Христианство является той религией, в лоне которой возникла и развивалась в различные эпохи белорусская государственность. При этом православие присутствует на бел. земле более 1000 лет, католичество около 700, протестантские конфессии около 400 лет. Такое влияние христианства на духовные, исторические, культурные и иные традиции белорусского народа требует рассмотрения взаимодействия данной религии и права. Их взаимодействие может рассматриваться как в историческом ключе (взаимоотношение конкретной конфессии и конкретного государственного образования, в состав которого входили белорусские земли), так и в теоретическом (догматические представления о надлежащем взаимоотношении права и христианства).
Догматически христианство является религией, которая основывается на историческом факте смерти и Воскресения Иисуса Христа как Мессии, предсказанного ветхозаветными пророками. Христианство выступает единственной религией, которая не создает и не может создать собственной правовой системы. Оно влияет на право через воздействие на внутреннюю сферу индивида. Попытки создания христианского права предпринимались только протестантскими номинациями и были безуспешны.
Источниками христианства являются Священное предание, Священное Писание, акты соборов, учения Отцов Церкви, официальные документы конфессий. Применительно к Римской Католической Церкви особую роль играют энциклики папы римского. Протестантские номинации отвергают авторитет Священного предания, признавая основным источником Священное Писание (не в полном объеме).
Исторически первым источником является Священное предание, традиция, содержащая вероучительные истины и догматы, которое по мере распространения христианства начинает формализоваться в Писании, канон которого был окончательно закреплен на Первом Вселенском соборе (325 г.). Расширение влияния христианства потребовало ответов на многие вопросы его внешнего существования, отношения к государственным властям, праву и т. д., которые путем экзегезы (толкование текста Св. Писания) давались Отцами Церкви.
Основным законом христианства выступает закон любви к Богу, к ближнему и врагу, а также возможность приобретения вечной жизни путем причащения Тела и Крови Христа. Христианство наряду с иудаизмом и исламом относится к авраамическим религиям, т. е. религиям, считающим своим источником монотеистическую веру праотца Авраама, и органически вытекает из ветхозаветной религии. Согласно книге Бытия, Бог как Преблагой, Всемогущий, Всеведущий Дух, в котором отсутствует любое зло, творит духовный и материальный мир постепенно и добровольно, создавая человека как двусоставное существо в качестве последнего творения и образа и подобия Божия. Человеку в раю предписываются позитивные и негативные заповеди. Основными качествами человека являются способность к творчеству и свобода воли, которая потенциально содержит возможность добровольного отказа от исполнения Божественных заповедей.
Свободное нарушение данных заповедей (грехопадение) приводит к повреждению человеческой природы, которая начинает тяготеть ко злу, и нарушению правильной иерархии духовно-материального мира. В целях восстановления надлежащих отношений Бог обещает людям послать Мессию, пророчества о котором пронизывают весь Ветхий Завет.
Христианство органически вытекает из ветхозаветных представлений о том, что Бог заключит с избранным остатком Новый Завет. Различие между христианством и иудаизмом заключается в понимании Мессии. В иудаизме Мессия понимается как Царь Израиля, т. е. обладающий сверхъестественными способностями человек, который восстановит всемирное Царство Израиля. Христианство же выделяет два прихода (пришествия) Мессии. В первом случае Христос приходит как истинный Богочеловек («Новый Адам») в образе человека («зрак раба») для спасения человечества от смерти, восстановления правильной человеческой природы и дарования возможности вечной жизни. Второе пришествие в образе Царя относится к последним временам, когда зло будет торжествовать на земле.
Христианство относится к человеку двояко. С одной стороны, статус человека признается за любым, отношения к которому должны строиться по закону любви, что позволяет говорить о равенстве людей, с другой стороны, признается фактическое неравенство людей. Равенство людей заключается в их возможности иметь жизнь вечную и наследовать Царствие Небесное, а статус человека как образа и подобия Божия требует признания человеческого достоинства любого, и как следствие человеческого отношения к любому. Неравенство вытекает из различия талантов (даров), которыми Бог наделил людей. Неравенство предполагает и неравные обязанности, так как «кому больше дано, с того больше и спросится».
Христианство в отличие от иных религий разделяет сакральное (внутреннее) и светское (внешнее) в бытии индивида, признавая одновременное целостное существование человека в данных сферах и требуя одновременного исполнения обязанностей по отношению к Богу и кесарю. Это позволяет индивиду иметь определенную сферу, в которой он полностью автономен от государственной власти. В силу того, что Христос пришел спасти любого человека вне зависимости от пола, расы, социального положения, это изменяет человеческий статус, которому придается наивысшее достоинство («образ и подобие Бога»), требуя от права создания норм, закрепляющих и охраняющих его.
В этом контексте христианство признает право в качестве необходимого регулятивного элемента любого социума, целью которого является противостояние наиболее значительным проявлениям греха. Христианство не противопоставляет себя праву, кроме случаев прямого принуждения к богоотступничеству. Однако право даже в христианском государстве не позволяет достигнуть религиозных целей, так как для христианства важны Христос как абсолютная Истина и возможность достигнуть Царствия Небесного, «которое внутри вас есть». Право же распространяется лишь на внешнюю жизнь индивида в определенных наиболее значимых (и поддающихся формальной оценке) отношениях.
Христианство рассматривает право как продукт падшего человечества (грехопадение), призванный противостоять развитию греха. В этом контексте право, являясь субсидиарным регулятором по отношению к религии.
В итоге, христианство заинтересовано в корректном правовом регулировании определенных религиозно (нравственно) окрашенных сфер социального бытия (образование и воспитание, здравоохранение, научные исследования, существование религиозной корпорации в качестве юридического лица, обеспечение условий культовой и иной деятельности и сотрудничества с государством, в том числе налогообложение, статус священнослужителей, статус культовых зданий, сооружений, иных религиозных артефактов, относящихся к национальному достоянию).
Право и власть
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 154;