Российские кризисы образца 1998 и 2008 гг.
Масштабный кризис в российской экономике требует серьезного анализа и нуждается в прогнозировании. Сейчас можно утверждать, что его нельзя однозначно считать ни «инфекцией», занесенной из западной экономики, ни чисто российским циклическим кризисом. Сочетание внешних и внутренних факторов придает ему известную уникальность. Существуют две принципиально разные точки зрения на происходящие сегодня кризисные процессы. Согласно первой, более распространенной, текущий экономический кризис стал результатом регулярного циклического развития экономики, нынешняя же фаза рецессии более глубокая и длительная, чем обычно.
Приверженцы второй, альтернативной точки зрения исходят из долгосрочного характера кризиса, вследствие чего изменится структура потребления в глобальном масштабе на фоне перехода к более экономичной модели развития.
В силу значительной страновой специфики антикризисных мер и отсутствия общепринятых рецептов лечения экономик можно говорить о необычности нынешнего кризиса. Текущий кризис, начавшийся в августе 2008 г., в отличие от всех послевоенных кризисов, имеет несколько важных особенностей:
— «происхождение»: он возник в самой развитой стране мира, охватив прежде всего развитые страны, а уже потом перекинулся на развивающиеся;
— возникновение «финансовых пузырей» на многих фондовых рынках;
— необычайно широкий охват стран и регионов;
— большая глубина спада;
— соединение черт циклического и системного кризисов.
Сопоставление двух кризисов, 1998 и 2008 гг., позволяет сделать ряд интересных выводов.
1. К 2008 г. усилилась деградация потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности. В кризис 2008 г. страна вступила с деградированными производственными фондами. Их сильный износ и крайне низкие темпы обновления свидетельствуют о том, что многие виды производственной деятельности фактически либо перестали осуществляться, либо не подлежат восстановлению. Степень износа основных фондов возросла с 42,2 % в 1998 г. до 46,3 % на начало 2007 г.. Одними из самых изношенных были фонды в наиболее рентабельной сфере — добыче полезных ископаемых — 53,3 %. Степень обновления фондов в последние годы не превышала 2 % в год.
Реальный износ основных фондов еще выше, так как многие предприятия в 2000-е гг. лишь формально начисляли амортизацию для уменьшения налогооблагаемой базы, не осуществляя реальных вложений в обновление фондов. Прирост же производственных фондов в этот период был почти целиком обусловлен строительством многочисленных торговых площадей и офисных зданий.
2. Смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения общественного продукта, что стало прямым следствием негативных тенденций в развитии промышленности в 2000-е гг. В последние годы уже более 2/3 ВВП создавалось в сфере услуг. Сложилась парадоксальная ситуация: хотя доля экспорта в ВВП оставалась на достаточно низком уровне, все же экспортные поступления фактически служили основанием российской экономической пирамиды. К важным каналам ускорения развития экономики России посредством экспортных поступлений можно также отнести:
— возросшую наполняемость российского бюджета (доходная часть федерального бюджета РФ возросла в 2005 г. на 50 %, в 2006 г. — на 22,5, а в 2007 г. — на 24 %);
— увеличение государственных расходов, в том числе в рамках госзаказа;
— повышение уровня заработной платы (заработная плата в государственном секторе экономики возросла в 2005—2007 гг. соответственно на 39, 23 и 26 %, в промышленности — на 23, 21 и 27 %, в сфере услуг — на 36, 26 и 28 %).
3. В последние годы в стране резко ухудшилась демографическая ситуация и снизилось качество рабочей силы. В отличие от 1998 г., когда значительная часть отечественных промышленных предприятий еще стремилась поддерживать занятость персонала, к 2008 г. трудовой потенциал российской экономики заметно снизился. В результате закрытия многих производств существенная часть рабочей силы, перейдя в другие сектора экономики, к настоящему времени утратила профессиональные навыки и вряд ли сможет вернуться на родные предприятия. Большинство трудоспособного населения, вновь выходящего на рынок труда, находит работу преимущественно в сфере обращения, а не производства.
Таким образом, утрата значительной части квалифицированной рабочей силы в ходе кризиса 2008 г. будет главным препятствием на пути импортозамещения.
4. В России превышен порог продовольственной и промышленной безопасности. Если в 1998 г., несмотря на сырьевую конкуренцию со стороны импорта, на российском продовольственном рынке в основном была представлена отечественная продукция, то к 2008 г. в результате сокращения производства российскими предприятиями и отечественным сельским хозяйством он оказался наводнен зарубежными товарами. Они не только заняли значительное место в ресурсах розничной торговли продовольственными товарами и лекарствами, но и заполнили рынок товаров с высокой долей добавленной стоимости.
5. К 2008 г., в отличие от кризисного периода десятилетней давности, большинство отечественных владельцев крупного капитала переместились за рубеж. Туда же вынесены центры принятия ключевых инвестиционных решений и аккумулированы прибыли. Именно там сосредоточены экономические интересы основных владельцев капитала. Они рассматривают Россию как одно из важных мест размещения капитала, по мере необходимости пополняют оборотные средства подконтрольных предприятий, участвуют в распределении прав собственности на российском рынке, но не спешат инвестировать капитал в обновление производственных фондов.
На смену жесткому варианту закона «О валютном регулировании и валютном контроле» образца 1998 г., наделявшему таможенные органы и Банк России широкими полномочиями в сфере контроля за репатриацией валютной выручки и обязывавшему продавать большую ее часть на валютном рынке, в 2007 г. была принята редакция закона, позволяющая без особых трудностей оставлять экспортные доходы за рубежом.
6. В 2008 г. денежные власти осуществляли масштабные вливания ликвидности в банковский сектор. Если в 1998 г. масштабы помощи, оказываемой банковскому сектору, носили ограниченный характер, а инструментарий пополнения денежной базы был представлен преимущественно снижением размера резервных требований и кредитами банковской системы для «расшивки» неплатежей, то в 2008 г. поток пополнения ликвидности был более «полноводным» и разнообразным. Наряду с расширением традиционных каналов рефинансирования, появились принципиально новые инструменты (беззалоговые кредиты, депозиты, предоставляемые Правительством РФ, субординированные кредиты Сбербанку России и др.). К особой форме поддержки следует отнести предоставление валютных депозитов Банком России Внешэкономбанку под выделение кредитов российским компаниям.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2139;