Развитие устной монологической речи
Процесс формирования монологической речи начинается в начальной школе. Одним из направлений этой работы является развитие устного и письменного монолога.
Устная монологическая речь при изучении элементов обществознания чаще всего принимает форму пересказа.
Обучать пересказу необходимо постепенно, начиная с повествования и уже позднее добавляя элементы описания и рассуждения.
При выработке у учащихся навыков строить монологическую речь обычно встречаются следующие трудности: неумение начать и закончить рассказ; непонимание логических связей между частями текста; иногда вместо рассказа ученик произносит выученный наизусть текст; неумение самостоятельно подобрать нужное слово (бедность словарного запаса).
Если ученик, вызванный к доске, еще не владеет техникой пересказа, следует задавать вопросы, помогающие ему составить рассказ. Выстраивание рассказа из ответов на вопросы — промежуточный этап на пути формирования умения самостоятельно пересказывать учебный материал.
Речевые умения развиваются постепенно.
Подготовительная работа, которая развивает навыки монологической речи, включает следующие виды учебной деятельности:
1) беседу, в которой обращается внимание на то, чтобы ответы на вопросы были полными (учащиеся овладевают навыками анализа, оценки, рассуждения, участия в обсуждении);
2) составление плана: разделение текста на части, подбор заголовков к ним. Один из вариантов — игра «Устный диафильм», которая развивает умение видеть главное и второстепенное;
3) выборочный пересказ отдельных частей текста или рассказа, например фрагмента, который относится к какому-либо историческому персонажу или событию (целесообразно разобрать какой-либо узкий вопрос: описание внешности, местности, действий и пр.);
4) рассказ по картине;
5) ролевые игры, инсценировки;
6) словесное рисование;
7) сочинения;
8) отзывы о книгах, кинофильмах;
9) письма историческому герою или от лица исторического героя.
При формировании монологической речи важна работа над выразительностью. Ее можно развить при выразительном чтении отрывков исторического текста, для того чтобы потом перенести выразительность на пересказ.
Монотонность, сухость речи — наиболее частые недостатки пересказа. Важно, чтобы школьник «вошел в роль» рассказчика, сопереживал героям. Только тогда пересказ становится творческим.
Учителя часто сталкиваются в своей практике с тем, что многие школьники очень хорошо отвечают на вопросы, но при пересказе испытывают большие трудности. В раннем школьном возрасте типичны несамостоятельность мысли, привычка следовать за вопросами учителя, стеснительность, страх публичного выступления. В последнем случае могут помочь творческие формы работы, например пересказ от лица какого-либо героя. Если учащийся входит в роль героя, очевидца, участника событий, от имени которого ведет рассказ, то он забывает о своих собственных комплексах. И это часто помогает решить психологические проблемы публичного выступления.
Учителю важно отметить успехи учеников при овладении навыками устной речи (насколько речь стала лучше) и обратить внимание на то, что хорошего проявилось в устном ответе.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 438;