ТЕМА 2. Социальный контроль
Содержание:Понятие социальный контроль: экспектации, нормы и санкции. Признаки социальных норм. Формы социального контроля.
Люди не свободны поступать так, как им хочется. Человек связан с обществом, в котором он проживает и огромным количеством нормативных систем. Общество значительно определяет жизнедеятельность человека. Так, воспитываясь в определенной социальной среде и усваивая с детства те или иные шаблоны поведения, формируя собственные цели и ценности, индивид ориентируется на окружающий социум. Даже в том случае, когда человек отрицает социальные нормы окружения, он все равно ориентируется на них.
Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. В широком социально-психологическом смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния.
Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жесткими являются нормы.
Например, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых групповых норм в отличие от группы студентов-старшекурсников. Когда нормы закрепляются, они начинают регулировать внутригрупповые отношения. Поэтому в группе абитуриентов социальный контроль значительно слабее, чем в группе студентов-старшекурсников. Старшекурсники уже хорошо знают друг друга и знают, что от кого можно ожидать. Студенту старшего курса невозможно изменить свое поведение или манеры, не вызывая удивления окружающих, в то время как абитуриент может делать это совершенно свободно.
Социальные нормы имеют вполне определенные особенности и признаки.
Наиболее значимыми признаками социальных норм являются:
1. Общезначимость – нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства.
Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного общественного мнения.
- Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества;
- Если нормы являютсягрупповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы.
Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.
Есть нормы, которые являются эталонами поведения только в малых группах и связаны с определенными традициями. Посторонний человек, попав в группу и не зная ее норм, может почувствовать неловкость. Поэтому, когда субъект первый раз попадает в новый коллектив, принимает участие в каком-то собрании или приходит на праздник в незнакомую компанию, он прежде всего старается понять нормы группы, т. е. уяснить, что принято и чего не принято здесь делать. Индивид не может прийти в незнакомую группу и диктовать там правила (за редким исключением). Такое поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное.
2. Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций - наград или наказаний, одобрения или порицания.
3. Третий признак нормы наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах:
- во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно;
- во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам.
Стремление человека к психологическому комфорту будет направлять его к установлению баланса между внешним и внутренним миром.
Если субъект патологически нарушает социальные нормы, это называется феноменом социопатии или антисоциальное поведение и рассматривается как одна из наиболее сложных форм социальной дезадаптации человека.
4. Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей.
Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального,так ивнутриличностного.
Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие - естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть самыми разными.
Например, Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но они взаимозависимы, ибо действия преступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время общество стремится усовершенствовать нормы и санкции для предотвращения деятельности антисоциальных групп.
5. Пятым признаком или особенностью норм является масштабность.
Нормы различаются по масштабу на: собственно социальные и групповые.
Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д.
Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки).
Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу).
Если человек явно нарушает социальные нормы, то группа или общество стремится к тому, чтобы заставить его (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать. В каждом социуме существуют определенные способы или процедуры, при помощи которых члены группы или общество стремятся привести поведение человека к норме. В зависимости от того, какие именно нормы нарушены, полагается и наказание. Оно может быть легким, как, например, прекращение разговора или негативная эмоциональная реакция, а может быть и более жестким, вплоть до привлечения к суду.
Социальные санкции
Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями.
Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.
Выделяют следующие виды санкций:
- негативные и позитивные,
- формальные и неформальные.
Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.
Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.
Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.
Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.
Таким образом, можно выделить четыре типа санкций:
1. формальные негативные,
2. формальные позитивные,
3. неформальные негативные,
4. неформальные позитивные.
Например, пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осуждение человека на уровне общественного мнения.
Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций.
Например, Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.
Санкции эффективны только тогда, когда существует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.
Например, взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит поведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.
Основные формы социального контроля
Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими характеристиками больших и малых социальных групп.
Формы социального контроля предопределяют переход внешней социальной регуляции во внутриличностную.
Наиболее распространенными формами социального контроля являются:
- законы,
- табу,
- обычаи,
- традиции,
- мораль и нравы,
- этикет, манеры, привычки.
Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства.
Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредственно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.
Например, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с негативными санкциями неформального характера.
Закон выступает как активная и действенная форма социального контроля.
Ø Табу – система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.
Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил или предзнаменованием.
Например, студент, отправляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу перебегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.
Ø Обычаи –повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе.
Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции.
Ø Традиции –носят вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.
Под традициями понимают такие обычаи, которые:
- во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;
- во-вторых, передаются из поколения в поколение;
- в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.
Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.
Например, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.
Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции – солидарность людей. Солидарность объединяет людей одного общества, делает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.
Ø Мораль –особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе.
Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.
Ø Совесть – особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность.
По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития (Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).
В философии и психологии совестьтрактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский энциклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).
Совесть несет в себе внутренние особые контролирующие функции, она является абсолютным гарантом реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жизни не всегда способствуют развитию этого уникального человеческого свойства.
Ø Нравы –обозначение обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.
В отличие от морали нравы связаны с определенными социальными группами. То есть общепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.
Например, нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.
На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.
Ø Манеры – совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы.
Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.
Ø Привычка –неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер.
Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены.
На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.
Например, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.
Известная пословица гласит:
«Посеешь поступок - пожнешь привычку,
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5129;