Теория социального реализма Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: "О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни".
Вклад Э.Дюркгейма в социологию. Во-первых, он разрабатывал проблему предмета и метода социологии; во-вторых, - структуры общества и функциональной роли ее элементов; в-третьих, разрабатывал вопросы, связанные с сущностью и путей достижения социального порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, или социологический реализм. В отличие от предшественников Э.Дюркгейм первым обратил внимание на социальные факты и их роль в развитии общества. Теоретико-методологический способ изучения общества Э. Дюркгейма отличался сугубо социологическим характером, ибо на первый план выдвигал задачу исследования законов социальной реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц. факты Д. подразделял на: морфологические (плотность населения);
- образующие материальный субстрат общественной жизни,
- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 551;