Главные представители
Непосредственным предтечей социального дарвинизма был уже упоминавшийся Т. Мальтус, который в своем “Опыте о законе народонаселения” (1798) обосновывал тезис о “борьбе за существование” и “выживании сильнейшего” в качестве важнейших факторов социальной жизни.
Общепризнанным инициатором и вдохновителем социального дарвинизма явился английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Спенсер был выдающимся ученым, и его творчество никоим образом не ограничивается рамками того, что принято обозначать ярлыком “социальный дарвинизм”. Этот ярлык неприменим к нему хотя бы потому, что некоторые его идеи относительно эволюции человеческого общества Дарвин впоследствии распространил на мир растений и животных, так что, как справедливо было замечено, скорее не Спенсера, согласно укоренившемуся стереотипу, следует считать социальным дарвинистом, а, наоборот, Дарвина – биологическим спенсерианцем [7, 11]..
Социальную эволюцию Спенсер понимал как многолинейный процесс. Его вера в социальный прогресс была гораздо более осторожной, чем у Конта и Маркса; свой взгляд на характер социального развития он определял как “относительный оптимизм”. Мировоззрение Спенсера было лишено присущих Конту и Марксу мессианизма и утопизма. Он впервые среди классиков социологической мысли отделил социологию от утопии (у Конта – позитивистско-социократической, у Маркса – коммунистической), соединив ее с идеей либерализма. Тем самым он внес решающий вклад в превращение социологии в науку, в ее очищение от мессианских, утопических, политических, мистических и прочих примесей, с которыми она появилась на свет.
Тем не менее, из всей фундаментальной и многоплановой системы Спенсера, изобилующей глубокими идеями и разнообразными фактами, в сознании научного сообщества и публики оседали, как правило, три формулы объяснения социальной эволюции: “естественный отбор” (который Спенсер вообще считал далеко не универсальным объяснительным принципом), “борьба за существование” и “выживание сильнейшего”. Хотя эти формулы действительно присутствовали у английского мыслителя, их удельный вес и значение в его теоретической системе часто преувеличивались, а их истолкование носило вульгарный и карикатурный характер у эпигонов и тех, кто нашел в них для себя удобное основание аморализма, беззакония и политической беспринципности.
Различая два главных типа обществ – воинственный и промышленный, – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем; во втором имеет место главным образом промышленная конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание “слабейших”, т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации всего общества.
В изображении же ряда интерпретаторов Спенсер выглядел мизантропом, бесчувственным и жестокосердным человеком, призывающим холодно наблюдать за тем, как в борьбе за существование сильнейшие будут безжалостно пожирать слабейших невзирая ни на какие моральные и правовые нормы. Именно из подобной интерпретации некоторых сторонников и противников Спенсера и вырос один из ходячих стереотипов “социального дарвинизма”.
Одним из представителей социального дарвинизма был уже упоминавшийся выше Уолтер Беджгот (1826–1877), взгляды которого сформировались в значительной мере независимо от теории Спенсера. (Не исключено, что теория конфликта самого Спенсера сформировалась отчасти под влиянием идей Беджгота.)
В отличие от ряда других социал-дарвинистов Беджгот сознательно стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Не случайно его главное социологическое сочинение “Физика и политика” (1872) имеет подзаголовок “Мысли о применении принципов “естественного отбора” и “наследственности” к изучению политического общества”. Особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории. “Можно возражать против принципа “естественного отбора” в других областях, но он несомненно господствует в ранней истории человечества: сильнейшие убивали слабейших как только могли”, – писал он. При этом “борьба за существование” в мире людей происходит не столько между индивидами, сколько между группами. Основными социальными законами Беджгот считал стремление одних наций к господству над другими и стремление одних социальных групп к господству над остальными внутри наций.
Подчеркивая важнейшую роль межгрупповых конфликтов, Беджгот вместе с тем придавал огромное значение внутригрупповой сплоченности. Последняя, с его точки зрения, основана на подражании, которое он еще до Тарда считал сильнейшей природной склонностью и важнейшим социальным фактором. Но наряду с этой склонностью существует и противоположная: стремление людей отличаться от своих предшественников. Оптимальные условия прогресса, по Беджготу, существуют в тех обществах, в которых тенденция к изменчивости, порождающая нововведения, и тенденция к подражанию, обеспечивающая социальную сплоченность, дополняют друг друга.
В отличие от Беджгота другой социальный дарвинист, австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838–1909), не выводил свои теории из принципов теории эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в социальной жизни выражен у него гораздо сильнее, чем у английского ученого.
Гумпловичу свойственна натуралистическая и фаталистская интерпретация истории и социальных законов. Предмет социологии, по Гумпловичу, – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальные группы он трактует в духе экстремистского социального реализма, подчеркивая их надындивидуальный и внеиндивидуальный характер. Взаимоотношения между группами Гумплович изображает как непрерывную и беспощадную борьбу, которая может лишь камуфлироваться, но не прекращаться. С его точки зрения, основной социальный закон – это “стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству”.
На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этническими признаками (иногда Гумплович обозначал их термином “раса”). Если вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п.
Наиболее общее деление социальных групп у Гумпловича – это деление на господствующих и подчиненных, причем и те и другие обладают стремлением к власти. Конечной причиной всех социальных процессов, в том числе конфликтов, он считает стремление человека к удовлетворению материальных потребностей. Он утверждает, что “всегда и всюду экономические мотивы являются причиной всякого социального движения, обусловливают все государственное и социальное развитие”.
Важное значение имело введение Гумпловичем понятия “этноцентризм”, которое затем разрабатывал У. Самнер и которое вошло в понятийный аппарат новейшей социологии, социальной психологии и этнопсихологии. В своей работе “Расовая борьба” (1883) он определял этноцентризм как “мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравнении со всеми народами исторического прошлого”.
В целом для работ Гумпловича характерны вульгарный материализм, противоречивость и радикализм ряда утверждений. Будучи историческим пессимистом, он стремился показать, что современный цивилизованный человек по сути своей остался таким же агрессивным дикарем, как его далекий предок, а за оболочкой социальных и культурных идеалов скрываются весьма низменные мотивы и импульсы.
Другой австрийский социолог – Густав Ратценхофер (1842–1904) так же, как и Гумплович, был сторонником натуралистического монизма, утверждая, что в обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Однако в отличие от Гумпловича он рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борьбы за существование. Социологические закономерности близки к химическим и, особенно, к биологическим. К главным социальным явлениям и процессам он относил следующие: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование индивидуализации и социализации структур, изменение интересов, государство, глобальное общество.
Среди социальных процессов Ратценхофер особо выделял конфликт, а главной социальной категорией считал интерес. Интерес – это основной принцип, управляющий социальными процессами. Согласно Ратценхоферу, существует пять главных типов интересов: прокреативные (стимулирующие продолжение рода), физиологические (связанные с питанием), индивидуальные (связанные со стремлением к самоутверждению), социальные (родственные и групповые) и трансцендентные (религиозные). Интересы, по Ратценхоферу, – это осознание прирожденных биологических потребностей и импульсов, которые обусловливают борьбу за существование.
Вообще такие категории, как интересы, потребности, желания, рассматриваемые в качестве движущих сил социального поведения, весьма характерны для социального дарвинизма. Эти категории находились и в центре внимания американского социолога Альбиона Смолла (1854–1926), который испытал влияние концепций Ратценхофера. Интерес, по Смоллу, – основная единица социологического анализа; понятие интереса в социологии призвано сыграть ту же роль, какую в физике сыграло понятие атома. Вся социальная жизнь в конечном счете состоит “в процессах развития, приспособления и удовлетворения интересов”. Интерес Смолл определяет довольно туманно: как “неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию и направленную на такое действие, которое реализует указанное условие”. Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интерес имеет два аспекта: субъективный – желание, и объективный – то, в чем испытывается потребность, “желаемая вещь”.
В целом концепции Смолла носят довольно эклектический характер. Наряду с социал-дарвинистской тенденцией они в высокой степени пронизаны психологизмом; конфликт для него не является единственной доминантой социальной жизни.
Гораздо более явственно черты “идеально-типического” социального дарвинизма свойственны теориям другого американского социолога – Уильяма Самнера (1840–1910). Будучи ортодоксальным спенсерианцем, он придал взглядам Спенсера несколько упрощенный и вульгарный характер. Отсюда два главных принципа его социологии: 1) автоматический и неуклонный характер социальной эволюции; 2) универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эти общие принципы определили его социально-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в социальном развитии и противником всех форм государственного регулирования социальных и экономических процессов.
Самая известная и оригинальная работа Самнера – “Народные обычаи” (1906) – основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете, обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи – результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию “четырех желаний” Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.
Наибольшую известность получили разработанные Самнером в “Народных обычаях” понятия “мы-группа”, или “внутренняя группа” (“we-group”,“in-group”) и “они-группа” или “внешние группы” (“they-group”, “out-groups”). Отношения в “мы-группе” отличаются сплоченностью, тогда как отношения с “они-группами” – враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней”. Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотношений между группами в первобытных обществах, разработанные им понятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии, социальной психологии и этнопсихологии.
2.3 Психологическая ориентация в социологии
Уорд, Лестер Франк (1841-1913) - американский основоположник психологического эволюционизма, первый Президент Американского социологического общества. Уорд начинал научную деятельность как геолог, был одним из основателей палеоботаники. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. В его трудах "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (на русском языке в 1897 г.) проводится идея "социального мелиоризма" - науки об улучшении и усовершенствовании социального строя.
Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее теологический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.
Психологический редукционизм (сведение социальных явлений к природе психических факторов) как главный метод исследования и признания социальной жизни. Индивидуалистское, групповое и социетарное направления психологической социологии.
Фактор сознания в эволюции человеческого общества (общество - частица космической эволюции) и стремление к счастью как основной стимул любых общественных движении (изменений) в социологии Лестера Уорда. Уорд о сущности "универсальных социальных сил" (силы предохранительные - стремление и вкус к удовольствию и стремление избежать страдания; силы воспроизводящие - любовные желания и родственные чувства) и природа человеческих желаний в преобразовании окружающей среды. Психическая природа труда, обмена и социального неравенства. Факторы цивилизации Уорда: субъективные (чувства, эмоции, волевые акты), объективные (интеллект, творческий дух, интуиция), социально-синтезированные (экономия ума и природы, социализированная воля, социократия) и пути гуманизации общества (концепция идеального общества - социократии - через всеобщее образование и контроль разума).
Гиддингс, Франклин Генри (1855-1931) - первый полный профессор социологии в США, президент Американского социологического общества (1908 г.). В основной работе "Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет "сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода. Социологу предстоит решить три задачи: каковы условия формирования простого сообщества, каковы законы субъективного процесса, каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе. В 20-е годы Гиддингс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США.
Гиддингс писал о социологии, как науке, исследующей лишь высшие проявления разума в ассоциативных формах организации социальной жизни. Чувство тождества индивида с другими и сознание рода как основа социального поведения, подлежащего исследованию. Характеристика Гиддингсом общества как динамической системы двух взаимодействующих эволюционных сил - объективно-природных (бессознательных) и субъективно-психологических (сознательных).
Макдугалл, Уильям (1871-1938) - английский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Макдугалл разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт. Слабость его концепции проявляется в неразработанности понятия инстинкт, в колебаниях по поводу их количества, в надуманности многих выводов, отвергнутых последующим развитием социологии. Однако, внимание к бессознательному в психике человека, сыграло большую роль в дальнейшем развитии науки о человеке.
Концепция Уильяма Мак-Дугалла о психологии, как базовой науке всех социальных знаний. Отсюда психологический инстинктивизм (врожденное, природное, психофизическое отношение к окружающему миру) и социализация личности (7 пар основных инстинктов: бегство - страх, драчливость - гнев, воспроизводство - сексуальная ревность и т.п.).
Вундт, Вильгельм (1832-1920) - немецкий физиолог, психолог, филолог, лингвист, открывший в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг. Основной труд Вундта "Психология народов", который он писал двадцать лет, содержит огромное количество описаний психологических экспериментов, выводов, теоретических заключений, касающихся его главной идеи: предметом психологии народов является материализованная часть ее - язык, мифы, обычаи, которые подчиняются общим законам духовного развития и обладают для народного сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания являются факты индивидуальной психологии. Работа в области обыденного сознания, фиксация глубинных слоев духовной жизни людей принесли Вундту мировую известность, а многие его выводы и обобщения легли в основание исторической психологии, культурантропологии, этнопсихологии, социо- и психолингвистики.
Тард, Габриель (1843-1904) - французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Основными работами Тарда в области социологии являются "3аконы подражания", "Всемирное противопоставление", "Социальная логика", в которых он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Изучать социология должна социальную интеракцию "интерментальной деятельности", поскольку в действии "одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь”. Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании - основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как "толпа" и "публики", подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения, указывая при этом на значение статистики, могущей сообщить им большую точность и возможность обобщений. Он анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность. Эти последние его идеи получили дальнейшее развитие в теориях "массового общества", массовых коммуникаций, распространения инноваций и т.д. в Чикагской школе социологии.
Исследование межиндивидуальных отношений - такова главная задача социологии. Характеристика общества в любом временном состоянии как системы трех унифицированных социальных процессов: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), (адаптация). Неодолимое психическое стремление к "подражанию" как движущая сила исторического процесса. Взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, подражание идеалам - основные типы межличностных и межгрупповых отношений. Психические компоненты "классового" деления и сотрудничество как доминанта межвидовых связей, Психология толпы "как собрания существ, страстно готовых подражать", заряженных верой, (страстью, целью, коллективным самолюбием, эгоизмом и иррациональной подражательностью. Толпа, "выжидающая, внимающая, заявляющая о себе и действующая", "Толпа" и "публика" как этапы эволюции общественной организации.
Лебон, Гюстав (1841-1931) - французский публицист, социальный психолог, социолог. Среди научных интересов Лебона антропология и археология, география, экспериментальное и теоретическое естествознание, социальная психология и социология. Основные работы в области последних наук: “Психология народов и масс" и "Психология социализма”. Придя к выводу о телеологическом характере истории и механическом действии ее законов, Лебон утверждал, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, а его нравственные и интеллектуальные признаки есть синтез прошлого опыта. Настаивая на принципиальном различии рас, Лебон формулирует суждения об их анатомическом и психологическом различии и о невозможности их слияния. Будучи одним из первых авторов доктрины "омассовления общества", “эры толпы", Лебон убежден, что цивилизация обязана деятельности элиты, обладающей критическим умом. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы - важная часть социологии Лебона, принесла ему мировую известность, стала достоянием современной социологии и социальной психологии. Особое внимание уделил Лебон антисоциалистической полемике. Предсказывая гибельность воцарения социалистических порядков, настаивая, что все социалистические пути ведут в пропасть рабства и нищеты, Лебон "желал врагам" испытать их на себе в назидание всему миру, но полагая все-таки, что социализм не сможет существовать долго, что опыт вскоре покажет тщетность социалистических мечтаний.
Психологическая теория народов и группового поведения Густава Лебона (1941-1431). "Скрытые мотивы'', "наследственный механизм" и "бессознательный субстрат" психики в качестве основного критерия интеллектуального и нравственного состояния народа. Проблемы "толпы" и "рады" в историческом развитии. Толпа, как объединение людей, зараженных общей идеей, осознающих непреодолимость собственной силы, утративших чувство ответственности, нетерпимых догматиков, готовых к импульсивным действиям и безумному следованию за лидерами. Утверждение Лебона об окончании эры сознательных индивидов и начале "эры толпы" (нач. XX в.). "Бессознательный" закон "духовного единства толпы и расы" в борьбе с цивилизацией. Толпа "разнородная" (уличные группы, парламентские собрания и т.п.) и "однородная" (секты, касты, классы). Толпа "социалистическая" в кн. "Психология социализма" (1908) и путь к рабству, нищете и цезаризму. Идеал "социалистического пугала" как единственный вариант остановки мирового социалистического пожара.
Психоаналитическая социология Зигмунда Фрейда (185б-1939). Принцип всеобщей детерминации психической деятельности на базе биологических механизмов (инстинкты инцеста - кровосмешения, каннибализма - людоедства, жажды убийства, как определяющие основные психические акты) и два космических инстинкта: Эрос (инстинкт жизни, самосохранения, сексуального влечения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции, разрушения), Концепция "либидо", как носителя полового голода и сублиматора всех видов человеческой деятельности, "Эдипов комплекс" Фрейда (первое социальное побуждение нацелено на мать, первое насильственное на отца) в социализации личности и ее творчестве, в происхождении религии и культуры - конфликтная природа личности и ее три сферы: "Оно", "Я", "Сверх-Я", ("Идеал-Я"). "Защитные механизмы" в становлении личности и конфликтная основа творческой деятельности. Стереотипы массовой психики в существовании "толпы" (неорганизованного конгломерата, сборища) людей и "массы" (организованной толпы с ярко выраженной либидонозной привязанностью к вождю).
Массовый невроз как средство ухода от культуры, от действительности. З. Фрейд: "Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни".
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 430;