Приватизация, ее ход и последствия. Развитие частного предпринимательства
Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.
Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки. С 1 октября 1992 года началась выдача населению приватизационных чеков – ваучеров. Это пропагандировалось как наиболее справедливый путь приватизации - разгосударствления предприятий. Всего было роздано 146 млн. приватизационных чеков. Эту акцию должен был осуществить вице-премьер правительства и председатель Комитета по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РСФСР) А.Б. Чубайс.
Гражданам предложили выбирать для себя схему реализации чека:
1) использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия;
2) участвовать в чековом аукционе;
3) купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) (их было создано 646);
4) продать.
На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФы, рассчитывая в будущем на получение дивидендов.
Реальная стоимость ваучера быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации.
В результате чеки аккумулировались в руках спекулянтов, легализовавшихся «теневиков», и, в значительной степени, у администрации предприятий и чиновников. Создававших побочные коммерческие структуры, специально занимавшиеся сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.
Важнейшей чертой приватизации стал беспримерный темп ее проведения. Фактически в кратчайшие сроки бескровно произошел передел собственности. Причина этого в том, что на первом этапе собственность как бы передавалась тем, кто ею и так владел или ощущал себя владельцем. 3/4 предприятий избрали второй вариант приватизации, т.е. 51% акций оставался в руках предприятий. Директора стали главами акционерных обществ, ничего не потеряв, а сохраняя контроль за коммерческой деятельностью, они получали возможность постепенно завладеть значительной долей акций приватизируемых предприятий. Большинство же акционеров не могли стать эффективными собственниками, т.к. чтобы участвовать в управлении предприятием необходимо было обладать, как минимум 10% акций.
30 июня 1994 года А.Б. Чубайс заявил, что чековая приватизация завершилась, и ее главным результатом стало «создание широкого слоя частных собственников и условий для становления рынка ценных бумаг». К 1 июля 40 млн. граждан стали акционерами, приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общепита, 76,4% предприятий бытового обслуживания населения.
Но совершенно не оправдались надежды населения на получение дивидендов: с прибылью работало не более 10% предприятий, а из 646 ЧИФов только 136 во втором квартале 1994 года начислили скромные дивиденды. Не оправдался и расчет на пополнение бюджета – доход от приватизации составил 1 трлн. рублей (в 2 раза меньше, чем от приватизации в Венгрии). Сократился и приток иностранных инвестиций в 3 раза, причем они направлялись, главным образом, в добывающие отрасли.
Приватизация привела к продаже государственной собственности за бесценок, т.к. величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн. рублей) соответствовала балансовой стоимости основных производственных фондов России на конец 1991 года, а к моменту их приватизации цены выросли в 20 раз, а переоценка вовремя не была проведена.
500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы за 7,2 млрд. долларов. Например московский завод ЗИЛ был продан за 4 млн. долларов, тогда как стоимость его основных фондов на момент продажи составляла не менее 1 млрд. долларов.
Т.к. приватизация не была связана со структурной перестройкой промышленности, подавляющая часть предприятий оказалась на грани банкротства. Разукрупнение предприятий привело к нарушению целостных технологических комплексов и связей между смежными предприятиями. Значительный ущерб приватизация нанесла оборонному комплексу страны, т.к. иностранные компании через посреднические фирмы скупили значительную часть акций конкурентоспособных предприятий. Государство фактически потеряло контроль над предприятиями цветной металлургии, где более 90% акций оказались в руках западных компаний. Концерн «Сименс» приобрел 20,8% акций АО «Калужский турбинный завод», производивший паротурбинные установки для атомных подводных лодок. Американские фирмы «Боинг» и «Сикорский» приобрели 28% акций вертолетного завода им.Миля.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 578;