Положение Русской православной церкви
Физические и моральные испытания, выпавшие на долю людей, вновь подтолкнули значительную часть населения СССР к православию и религии.
22 июня Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в своем послании призвал православный народ к защите Отечества, подчеркнув, что «Господь дарует нам победу». 26 июля Сергий призвал верующих Ленинградской епархии защищать Родину. Всего за годы войны он обращался к верующим 24 раза. Таким образом, церковь сразу показала, что превыше обид оказались традиции патриотического служения народу и Отечеству.
Советское правительство в ответ изменило религиозную политику. Начали открываться приходы, священнослужителей освобождали из лагерей, прекратилась антирелигиозная пропаганда. «Союз безбожников» самораспустился. Если накануне ВОВ в Центральных районах РСФСР не было монастырей, то уже в 1941 г. было открыто 64. В октябре 1941 года митрополичья кафедра во главе с Сергием была эвакуирована в Ульяновск. Он стал духовным центром страны.
В Кирове в 1942 году из ссылки вернулись 11 священников. Была разрешена служба в Серафимовской церкви.
В пяти действующих храмах Ленинграда всю блокаду велись службы. Сотни священников сражались в рядах РККА. Будущий патриарх всея Руси Пимен был заместителем командира роты. Епископ Лука был главным хирургом Красноярского госпиталя. Киевский митрополит Николай был членом комиссии по расследованию злодеяний фашистов.
Следующим шагом к признанию церкви стало разрешение со стороны СНК на открытие в 1943 году банковского счёта РПЦ для сбора пожертвований на нужды обороны и превращение её в юридическое лицо. В январе 1944 года был рассмотрен проект «О положении церкви в СССР», по которому религиозные общины также получали статус юридических лиц. Однако проект так и не осуществился, хотя секретным постановлением СНК часть предложений (юридический статус, отмена ограничений по колокольному звону) были реализованы.
За годы войны добровольный вклад церкви в фонд обороны составил более 300 млн. рублей. На церковные средства были созданы танковая колонна им. Дмитрия Донского, Сибирская авиаэскадрилья «За Родину!», эскадрилья им. Александра Невского.
В августе 1943 года митрополит вместе с кафедрой вернулся в Москву. Вскоре, 4 сентября, состоялась встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая со Сталиным. Было получено разрешение на созыв архиерейского собора и выборы нового патриарха.
8 сентября 1943 года, через 18 лет после запрещения деятельности патриарха, 19 высших церковных иерархов избрали Сергия патриархом всея Руси (двенадцатый русский патриарх). Возобновил свою деятельность Святейший Синод. Открылся Богословский институт и Богословские пастырские курсы, церковь получила право печатания и издания собственной литературы.
После смерти Сергия 15 мая 1944 года новым патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий I (до 1970 года)(в миру Сергей Симанский, всю блокаду был в Ленинграде). В тоже время для сохранения государственного контроля был создан Совет по делам РПЦ при СНК СССР.
Таким образом, в годы ВОВ религиозная политика со стороны Советской власти стала более терпимой. Разрешено пребывание священников в действующей армии. О признании государством заслуг РПЦ к августу 1945 года свидетельствовал рост численности действующих церквей (до 10 тыс.) и монастырей (до 75). Местным органам власти было запрещено препятствовать деятельности церкви. С августа 1945 года разрешен колокольный звон.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 372;