Подавление первых вооруженных выступлений противников новой власти
В ночь на 26 октября в Петрограде депутаты Городской думы, Предпарламента, члены ВЦИКа Первого созыва, военные создают «Комитет спасения Родины и революции». Цель: с помощью юнкеров совершить контрпереворот 30 октября. Но 29 октября был схвачен один из лидеров «Комитета» и юнкера подняли мятеж. Они захватили Госбанк, телефонную станцию, гостиницу «Астория», но Красная гвардия подавила мятеж. Оставшиеся члены «Комитета» преобразовали его в «Союз защиты Учредительного собрания».
Еще 25 октября Керенский уехал на фронт в Лугу, где его поддержал Конный корпус генерала Краснова (400 сабель и 2 пушки). Несмотря на малочисленность, 27 октября они заняли Гатчину, 28 – Царское Село и подошли к пригородам Питера. Но казаки не хотели воевать, тем более за Керенского, и требовали переговоров с большевиками. 1 ноября к казакам приехал П. Дыбенко и разагитировал их. Генерал Краснов большевиков ненавидел, но и Керенского недолюбливал. Керенский, понимая, что его могут просто выдать большевикам, переоделся в матросскую форму и скрылся. Казаки выдали Краснова, которого тут же отпустили, взяв с него «честное слово» не воевать против Советской власти (он боролся с большевиками во время гражданской войны, во время Великой Отечественной служил у фашистов, попал в плен к англичанам. Выдан нашим и в 1946 году повешен). Казаки же ушли на Дон.
На Дону 2 ноября в Новочеркасске сформировалась «Алексеевская организация» (глава – бывший начальник Ставки Главкома генерал М.В. Алексеев), в которую вошли бежавшие на Дон офицеры, юнкера, молодые буржуа, гимназисты. 27 декабря организация преобразована в Добровольческую армию во главе с генералом Корниловым. Ему не удалось договориться о совместных действиях с Калединым, и Добрармия перебазировалась в Ростов-на-Дону. Во время февральского 1918 года наступления Красной Армии на Ростов, Добрармия в составе 3 тыс. штыков, 400 сабель при 8 орудиях ушла на Кубань, совершив «Ледяной поход». В конце марта они подошли к Екатеринодару и 10-13 апреля попытались взять город штурмом. Потеряв 400 убитыми и 1,5 тыс. ранеными, они отступили. 12 апреля осколком снаряда был смертельно ранен Корнилов ( похоронили с почестями, но местные жители раскопали и сожгли). Остатки армии ушли дальше на юг.
Первые репрессии
Репрессии (лат.- «подавление) – карательные меры, осуществляемые государством.
Большевики прекрасно помнили слова Энгельса: «Кто приходит к власти путем насилия, может удержать эту власть только с помощью насилия». Единственный способ удержания – диктатура. Большинство населения не поддерживало большевиков, поэтому, надо было сомневающихся заставить, а сопротивляющихся – карать.
Первый удар нанесен по прессе. Уже 26 октября были закрыты 7 небольшевистских газет, в т.ч. эсеровская - «День», кадетская - «Речь». А 27 октября вышел «Декрет о печати», в котором говорилось о необходимости «пресечения потока грязи и клеветы». Утверждалось, что печать не менее опасное оружие в руках врага, чем бомбы и пулеметы. «Как только революционный порядок упрочится, всякое давление на печать прекратится». В связи с этим, закрыты около 150 изданий. Меньшевики за этот декрет назвали большевиков «врагами народа» (термин взят большевиками на вооружение). Но, до середины 1918 года, эсеровские и меньшевистские издания свободно продавались, меняя названия («День» выходила под названием «Ночь»).
12 ноября состоялись выборы в Учредительное собрание (в некоторых районах позже) – первые в истории России всеобщие и равные выборы. Большевики предполагали, что проиграют, но запретить не решились. Однако Учредительное собрание никак не вписывалось в систему большевистской диктатуры, поэтому сразу был взят курс на его разгон.
28 ноября – в день, когда должно было открыться УС (дата назначена ВП), перед Таврическим дворцом состоялся митинг с требованием передачи власти УС, организованный кадетами. Сами кадеты получили только 4,7% мест, но большевики считали их своими главными врагами, и в этот же день издан «Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции»: ПНС запрещена, а ее лидеры подлежали аресту и суду революционного трибунала. Бывшие министры ВП Шингарев и Кокошкин были посажены в Петропавловскую крепость, а затем помещены в Мариинскую тюремную больницу. 7 января 1918 года туда ворвались пьяные матросы-анархисты и убили их. Закрыты все отделения партии. Несмотря на репрессии, кадеты продолжали активно работать. В Москве сохранялось их издательство «Народная свобода». Но после покушения на Ленина, партия разгромлена окончательно.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 403;