А) Внешние границы судебной власти


Каждое государство обладает суверенной властью. Границы этой власти определены или признаны нормами международного публичного права. Как правило, суверенитет государства, включая судебную форму его реализации, распространяется на принадлежащую ему территорию, а также на всех лиц и имущество, которые на этой территории находятся. Но допустимо ли осуществление судебной власти за этими пределами, например в отношении иностранного государства или находящегося за границей лица или имущества? А если допустимо, то в какой мере?

В регулировании подсудности дел с иностранным элементом можно выделить два аспекта.

· Первый аспект касается допустимых пределов действия судебной власти, его «возможной юрисдикции» - facultas jurisdictions. Может ли государство осуществлять судебную власть за пределами своей территории, в отношении иностранных лиц, в отношении другого государства, его представителей или международной организации? В особенности, допустимо ли судебное производство против иностранного государства, против его представительства? Или такого рода субъекты в силу международных норм обладают судебным иммунитетом, изъяты из-под юрисдикции государства?

· Второй аспект имеет своим предметом разграничение компетенции между органами правосудия различных государств по делам, обремененным иностранным элементом, и выражается через понятие международной подсудности. Здесь выясняется, какое государство в лице своих органов правосудия компетентно осуществить рассмотрение и разрешение спора. Например, имеет ли право немецкий суд рассматривать иск, предъявляемый к российскому гражданину, который проживает в России, но в Германии имеет некоторое имущество, предположим, забытые в гостинице вещи? При каких условиях английский или французский суд вправе рассматривать иск о возмещении вреда, причиненного по вине российской организации на территории России?

Разграничение между понятиями возможной юрисдикции и международной подсудности характерно для немецкой доктрины. Возможная юрисдикция обозначается термином Gerichtsbarkeit, а международная подсудность - internationale Zustдndigkeit. В других правовых системах указанное противопоставление менее выражено, а содержание аналогичных юридических понятий толкуется иначе.

Международная подсудность делится на прямую и косвенную. Первая действует на стадии возбуждения производства, когда судья определяет, компетентен ли он осуществить разбирательство по делу и вынести по нему решение.

Нормы косвенной подсудности вступают в действие позже, на стадии исполнительного производства. По существу, речь идет об условиях признания и исполнения иностранных судебных решений, о проверке судом исполнительного производства правильности определения подсудности в зарубежном органе правосудия, например, в случае когда российский суд рассматривает вопрос об отказе в разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда на том основании, что рассмотрение дела относилось к исключительной компетенции российского органа правосудия (п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 244 АПК РФ).

Внешние границы судебной власти в указанных аспектах составляют один из предметов исследования международного гражданского процессуального права. В рамках курса «Гражданское процессуальное право зарубежных стран» целесообразно ограничиться лишь обозначением проблем возможной юрисдикции и международной подсудности.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 435;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.