ФОРМА И НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИИ


Довольно часто художники делают акцент на линиях, потому что они имеют большую активность. Линия всегда подвижнее пятна.

Если представить прямую, изломанную и волнистую линии - какая из них самая быстрая? Конечно прямая, потому что только у нее есть четкое направление, она как стрела. Изломанная выражает хаотическое движение, а волнистая ползет медленно, плавно. Самое знаменитое в истории живописи сопоставление вялого и энергичного движения, выраженного волнистой и прямой линиями знает каждый. Я говорю о сцене сотворения

Адама изображенной Микеланджело на потолке Сикстинской Капеллы в Ватикане. Рука Бога Творца прямая, мы понимаем, что она полна энергии и мощи, мы чувствуем ее

стремительное движение навстречу вялой, бессильной, показанной изогнутой, S-образной линией, руке Адама, который только пробуждается к жизни.

Направление линий тоже имеет значение. Композиция может строиться

на горизонталях, вертикалях, диагоналях,
дугах, закручиваться в спираль

 

Передающие огромный простор, неподвижные (кажется, что даже время остановилось), наполненные мистической тишиной картины - знаменитые полотна Фридриха «Монах у моря» и «Туман» созданы с использованием горизонтальных линий.
В «Корабельной роще» Шишкина преобладают вертикали, они тоже статичны, но выражают величие, мощь и в целом намного более позитивны. Дуги можно встретить в станцах Рафаэля, например, в «Афинской школе». Сама фреска заключена в полукруг, основной
мотив изображенного пространства – арка, и даже герои выстроены по дуге. Картина источает торжественность и сдержанное оживление. Дуга как восход солнца символизирует радостную надежду и предвкушение праздника.
Но самый любимый мотив в изобразительном искусстве – это диагонали. Диагональ – лучший способ показать движение.В триптихе Рубенса «Воздвижение креста» крест с Иисусом образует мощную диагональ, наполняющую картину динамикой (движением). В картине Сурикова «Боярыня Морозова» линия саней создает диагональ, благодаря которой передается ощущение, что сани едут.  
       

Расположив движение по диагонали мы можем придать ему направление либо слева направо, либо справа налево. В первом случае движение будет легким ибо мы пишем и читаем слева направо и привыкли вести свой взгляд в этом направлении, а во втором тяжелым, напряженным.

Спираль – еще один прием для создания движения в композиции. В картине Тернера «Метель» черный шквал закручивает пространство с нечеловеческой силой, «Битва амазонок» и охоты Рубенса тоже развиваются по спирали.

В результате долгих поисков, множества эскизов, пользуясь интуицией, опытом и знаниями, художники придают своему произведению определенное настроение с помощью линий и силуэтов. Квадраты, треугольники, круги, в которые закомпонованы герои или группы героев, совершенно по-разному воздействуют на эмоции, а направление и изгиб линий может усиливать, замедлять или останавливать движение в картине или скульптуре.

 



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3071;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.