ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КОМПОЗИЦИЯ?
Если спросить учеников художественной школы, что такое композиция, то они, так или иначе, ответят, что это размещение предметов на листе. Они знают - нельзя нарисовать вазу с цветами в нижнем левом углу, а остальную часть картины оставить незаполненной, если же ваза поместилась отлично, а цветы пришлось втиснуть в оставшиеся до верхней границы листа два сантиметра, то преподаватель точно заставит перерисовывать.
Даже такой короткий опыт юных художников подсказывает им, что композиция имеет определенные законы и правила. Что же это такое на самом деле? В широком смысле, умение правильно разместить элементы требуется не только живописцу или графику, без них не обойтись архитектору, скульптору, дизайнеру и фотографу. Даже музыканту, танцору, режиссеру и писателю нужно разбираться в законах композиции. Не зря же людей, сочиняющих музыку называют композиторами.
1. Композиция – это внутренняя организация произведения искусства. 2. С помощью правильно созданной композиции получается сильный художественный образ. | |||
Произведение искусства может рассказать историю. Например, мы видим Авраама, который заносит нож над телом своего сына Исаака, распластанного на жертвеннике. Вроде бы все понятно. Но почему мы спокойно наслаждаемся изысканностью и виртуозным мастерством, разглядывая рельеф Лоренцо Гиберти на эту тему, и испытываем болезненный укол ужаса при взгляде на точно | |||
такой же рельеф Бруниллески? Очевидно, причина в композиции. Один и тот же сюжет может быть показан по-разному. Представьте, что перед вами стоит задача изобразить салон самолета так, чтобы было ясно, что самолет летит на огромной высоте, чтобы | |||
зритель испытывал восторг перед этой нечеловеческой скоростью и мурашки от бездны внизу. Как? Только лишь средствами композиции. | |||
Художник своим незаурядным творческим восприятием способен видеть обычные вещи и явления острее и ярче и создавать образы, которые волнуют, которые заставляют задуматься, остаются в памяти навсегда. Иногда замысел воплощается на одном дыхании, иногда требуются годы мучительных поисков совершенства. Но талант, это еще не все. У каждого великого мастера за плечами была хорошая школа. Чтобы стать художником необходимо овладеть ремеслом, усвоить опыт, накопленный предшествовавшими поколениями. Поэтому на этапе обучения необходимо изучить теорию композиции и применять эти знания на практике в своих учебных работах.
ФОРМА ПЯТНА.
Когда вы размещаете на листе бумаги те предметы, из которых будет состоять композиция, вы придаете им определенные формы: округлые или угловатые, волнистые или прямые - используете горизонтали, вертикали или диагонали. Форма любого пятна или линии на картине будет придавать определенный характер тому художественному образу, который вы создаете.
Устойчивый треугольник | Вспомните картину Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Иисус сидит в центре длинного стола, слева и справа энергично жестикулирующие апостолы. Фигура Спасителя – устойчивый равносторонний треугольник. Что он выражает? Абсолютную неподвижность. Это форма, замкнутая в себе, возвышенная, | ||
очень загадочная и совершенно неземная. В «Троице» Рублева средний ангел – тоже устойчивый равнобедренный треугольник. Значит, есть в фигуре равнобедренного треугольника что-то общечеловеческое, что-то незыблемое, некая космическая тайна. | |||
Неустойчивый треугольник | Треугольник может быть совсем другим. Классическим приемом можно назвать принцип расположения | ||
героев внутри условного треугольника: «Свобода на баррикадах» Делакруа или «Плот Медузы» Жерико. | |||
Все эти картины передают активное, агрессивное движение. Дело в том, что неправильный, неустойчивый треугольник – самая подвижная фигура. Она выражает быстрое движение, и имеет четкое направление – острый угол.
В картине Грекова «Тачанка» упряжка лошадей представляет собой темное треугольное пятно, в котором самый острый угол – морда первой лошади. Глядя на картину, мы чувствуем, с какой бешеной скоростью мчится изображенная художником тачанка. |
Квадрат или прямоугольник | Квадрат или прямоугольник кажется нам очень устойчивым и неподвижным. | |||
Причем эта форма не очень приятная, грубая, угловатая. Не зря же именно «Черный квадрат» Малевича потряс весь мир, хотя у художника были и белые квадраты. | ||||
В картине Пименова «Новая Москва» на переднем плане изображена девушка за рулем автомобиля. Мы очень четко понимаем, что машина либо остановилась, либо двигается очень медленно. Откуда это чувство? Дело в том, что лобовое стекло кабриолета очерчивает силуэт ровного прямоугольника, выражающего неподвижность.
В некоторых компьютерных программах для переписки используются не круглые, а квадратные смайлики. Я замечала, что рука не поворачивается обозначить собственную улыбку улыбающимся квадратом.
Круг | Круг – самая позитивная фигура. Она неустойчивая, подвижная, но медленная. Рафаэль любил форму круга, он использовал круги и полукруги в композициях, изображающих мир небесный, иногда заключал всю картину в форму тондо (круга). «Мадонна в кресле» оценивалась так высоко, что ее изображение в 16 веке печаталось на бланках индульгенций (платного отпущения грехов) святой католической церковью. Нежная и уютная сценка с юной и прекрасной дамой, убаюкивающей ангелоподобного малыша | |
обрамлена кругом. Наклон ее головы и положение руки, обнимающей младенца – тоже круг. Чувство теплоты и умиления охватывает любого зрителя. Круг для нас выражает самое близкое и земное: солнце, плоды, нашу планету, лица людей.
Амеба | Еще есть форма амебы, пятно, очерченное волнистой линией. Оно передает чувство | ||
медленного, томного движения. Картина Пармиджанино «Мадонна с розой» может служить иллюстрацией. Змеящиеся линии подчеркивают изысканные, утонченные тела Марии и младенца, от полотна исходит ощущение неги и расслабленной медлительности. | |||
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4935;