ЧТО МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ ИСКУССТВОМ?
Прежде чем говорить о композиции в изобразительном искусстве, нужно как можно точнее понять, что такое искусство. Поэтому мы сначала поговорим о нем, а потом поразмышляем о творчестве.
Искусство - это одно из самых неуловимых понятий. Если посмотреть в разных словарях или в Интернете слово «искусство», то вы увидите десятки различных определений и все совершенно разные. Никто не может вывести точную формулу этому ускользающему понятию, но в то же время, почти все способны безошибочно распознать его в окружающем мире.
Можно ли назвать искусством портреты кисти Тициана? Да. | ||
А фотографию на паспорт? Нет. | ||
Можно ли назвать искусством многоэтажку в глубине дворов? Нет | ||
А Зимний дворец? Да |
Почему?
Если вам доводилось плавать на кораблике по рекам и каналам Санкт-Петербурга, то вы наверняка помните, что в тот момент, когда вы проплывали по Неве в том месте, где Дворцовый мост, Эрмитаж, Биржа и Петропавловская крепость, то вы испытывали сильнейший восторг, необыкновенное эстетическое наслаждение. Ощутите ли вы нечто подобное среди многоэтажек, построенных в 70-е годы 20 века? Конечно, нет.
Настоящее искусство имеет уникальную способность обращаться напрямую к нашим чувствам, минуя разум. Оно сначала действует, вызывая этим желание себя понять, а потом приходит понимание. Мы останавливаемся, начинаем разглядывать детали картины, или вслушиваемся, если это музыка. Настоящее искусство проникает к нам в душу, цепляет за живое, будит воображение.
Причем, оно способно вызывать все грани человеческих чувств: удовольствие от прекрасного, смех от комического, благоговение от возвышенного, грусть от трагического, страх от ужасного, отвращение от безобразного, презрение от низменного и многие другие. Чем сильнее воздействует на нас произведение, тем больше оно ценится.
Настоящее искусство всегда создано с какой-то целью, действуя на наши эмоции, оно заставляет задуматься, оставляет след в душе. Автор всегда передает посредством искусства некую мысль, идею. Но, в отличие, скажем, от ученого, излагающего информацию в научном труде, который нужно осмыслить умом, художник, писатель, поэт, композитор заставляют нас переживать свое послание через музыку, живопись, стихи и т.п.
1. Произведение искусства должно передавать какую-то идею. 2. Оно должно вызывать чувства. |
Итак, сущность искусства заключается в его воздействии на наши чувства. Люди, способные заложить в свое произведение заряд достаточной силы, должны сами испытывать эмоции на грани возможного. Если взять среднестатистического человека, то трудно себе представить, что при виде звезд на небе он переживет потрясение, которое породит образы подобные «Звездной ночи» Ван Гога. Несомненно, он будет восхищен величием
мироздания и почувствует присутствие чего-то божественного. Потом, когда он увидит хотя бы репродукцию картины великого голландца, он вспомнит свои пережитые когда-то чувства, но они будут в сто раз усилены воображением сверхвпечатлительного гения. | |||
Чтобы создавать образы женщин, сравнимые по своей прелести только с цветами, нужно быть очарованным женской красотой как Ренуар. Чтобы вкладывать такую титаническую мощь и внутреннее напряжение в скульптуру как Микеланджело, нужно быть одержимым эстетикой атлетических тел, глубоко страдать от своей страсти, как мог только этот величайший мастер Высокого Возрождения. Чтобы сияние света на листьях, движение воздуха и отражение неба в воде на картинах захватывало дух, нужно быть таким безумным фанатиком пейзажа, как Клод Моне. | |||
ЧТО ТАКОЕ "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"?
Теперь обратимся к процессу создания произведения искусства. Давайте сделаем это на примере всем понятного и очень модного в последнее время искусства художественной фотографии. Представьте себе, что в фотоателье пришла девушка. Она молодая мать и хочет заказать фотосессию со своим малышом. Что должен сделать фотограф? Он должен задуматься, какие чувства нужно вызывать у зрителя этими фотографиями? Конечно же, умиления и нежности. А что для этого требуется?
Можно, к примеру, нарядить маму с малышом в одежду пастельных тонов, подобрать подходящую обстановку для фона, может быть приделать младенцу ангельские крылья или пририсовать на компьютере птичек, бабочек, кроликов и цветочки. | ||
Обычная фотография | Художественная |
А если к фотографу обратился сутуленький, лысенький мужчина в очках и сообщил, что он политик, что скоро выборы, и он нуждается в фотографии для рекламных плакатов своей предвыборной кампании? Фотограф должен применить весь свой талант, |
чтобы на снимке заказчик производил впечатление, умного, делового, честного и энергичного деятеля. То есть он, опять же, берет обычного, совершенно невыразительного человека и превращает в яркий, запоминающийся образ, который должен вызвать определенные эмоции. Талантливый мастер своим творчеством создает из модели художественный образ.
Левитан смотрит на деревянную церквушку у края обрыва и создает художественный образ космической бездны («Над вечным простором»),
Снейдерс видит фрукты, беспорядочно разложенные по прилавку и создает художественный образ изобилия и благополучия («Фруктовая лавка»).
Архитектор, который строит банк с элементами в стиле ампир создает образ богатства и надежности, а другой отсылает наши мысли к святым древнерусским храмам, возводя белокаменную церковь с золотыми луковками куполов.
Художественный образ – это выражение главной идеи произведения искусства, способное воздействовать на чувства зрителя. |
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 9013;