Античность и русская культура


Живые взаимосвязи между Элладой и Русью стимулирова­лись тем обстоятельством, что на северном и кавказском побе­режье Черного моря, а также в Крыму находились греческие колонии и поселения. В летописи «Повесть временных лет» (XIIв.) можно прочесть о том, что с незапамятных времен по рекам Волхов и Днепр пролегал «великий путь из варяг в гре­ки»: от берегов финского залива норманны проходили до Чер­ного моря и доплывали до Царьграда (Константинополя). С принятием христианства Ярослав Мудрыйпривлек переводчи­ков греческих книг.

Иван IIIбыл женат на племяннице последнего византийско­го императора Константина — Софии Палеолог.Она приехала в 1472 г. в Москву в сопровождении целого штата своих придвор­ных, которые содействовали распространению греческой куль­туры. Известно, что Иван Грозныйнакопил ценную библиотеку греческих книг, а в своих сочинениях не раз ссылался на авто­ритет античных авторов. Благовещенский соборв Кремле (строи­тельство начато в XV в.) был украшен живописьюи фресками, запечатлевшими Гомера, Вергилия, Платона, Аристотеляи дру­гих.

С начала XVIIIв. античность все активнее интегрируется в русскую культуру. Основанное в Москве в 1687 г. учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академиястановится очагом подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподава­телей, слушателей медицинских училищ; в нем в числе дисцип­лин были древнегреческийи латинский языки.

Знатоком и поклонником античности был Ломоносов,пере­водивший греческих и римских авторов. В 1755 г. был основан Московский университет,ставший одним из центров изучения античной культуры.Начиная с XVIIIстолетия непрерывно рас­тет число переводов древнегреческих авторов на русский язык. Русские читатели органично воспринимают понятия и образы античного мира. Создавая стихотворение «Памятник», Держа­вин,а позднее и Пушкинбыли вдохновлены одой выдающегося римского поэта Горация:«Памятник я воздвиг...». По словам Радищева, Гомер и Вергилий «читаны будут, поколе не истре­бится род человеческий».

Античные мотивы буквально пропитывают раннюю лицей­скую лирику Пушкина,который также переводил греческих (Анакреонт)и римских (Катулл)поэтов. Не раз возникает в его творчестве образ римского поэта Овидия,удаленного из Рима по приказу императора Августа. Пушкин, находясь в ссылке в Бессарабии, неподалеку от тех мест, где томился римский поэт, ощущал глубокую созвучность между участью своей и Ови­дия. В 1829 г. в России вышел перевод «Илиады»,выполненный Н. Гнедичем,— это явилось примечательной страницей в лите­ратурной жизни страны. Пушкин отозвался на творческий под­виг Гнедича вдохновенными строками:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; » Старца великого тень чую смущенной душой.

В 1849 г. Жуковскийперевел «Одиссею».Трудно назвать крупного русского писателя, который не оценил бы восторжен­ными словами творения эллинов и так или иначе не отобразил бы их в своем творчестве... Гогольписал о счастливой полноте и богатстве жизни, запечатленных в гомеровском эпосе. Белин­ский— о невыразимом наслаждении, которое он испытывает, приобщаясь к греческим шедеврам: «...Греческое искусство было освобождением человека из-под ига природы, прекрас­ным примирением духа и природы», оно «просветило и одухо­творило все естественные склонности человека». И далее: «Все формы природы были равно прекрасны для художественной души эллина». По справедливому мнению критика, греческий и латинский языки «должны быть призваны краеугольным кам­нем всякого образования, фундаментом школ». Созданные в XIX в. в России классические гимназии давали основательную подготовку в области латинского и древнегреческого языков, а также античной литературы. В главнейших университетах, на­пример, Московском, Петербургском, были созданы кафедры классической филологии.

Лев Толстой,уже в зените славы, будучи автором «Войны и мира», принимается за изучение древнегреческого языка,чтобы воспринимать Гомера в подлиннике. Среди переводчиков антич­ной, в частностидревнегреческой, литературы были, помимо Гнедича и Жуковского, многие выдающиеся поэты: Л. Мей, А. Фет, В. Вересаев, А. Майков, А. Григорьев, Вячеслав Иванов, И. Анненский, Д. Мережковскийи др. Впоэзии «серебряного века» — с особой настойчивостью варьируются античные сюже­ты, образы, мотивы. Замечательная греческая поэтесса Сапфостала героиней стихов Мирры Лохвицкой.Горячим поклонником и знатоком Эллады и ее искусства был поэт и критик Иннокентий Анненский.Образы Древней Греции присутствуют во многих сти­хах раннего Осипа Мандельштама,в частности, в сборнике «Ка­мень».Композитор Игорь Стравинскийнаписал на античные сю­жеты балеты «Агон», «Аполлон Мусагет», «Орфей».Выдающимся знатоком античности был В.Я. Брюсов,знаток и переводчик римской литературы. Почти четверть века с перерывами работал он над воссозданием поэмы Вергилия «Энеида»на русском языке. Не будет преувеличением сказать: отношение к античному наследию, уровень его изучения и освоения — один из показа­телей культурного развития данной страны или общества. В XIX в. в России складывается сильная научная школа изучения античности.

На рубеже столетий появились серьезные труды в этой области, в том числе учебники для гимназий (Е.Ф. Корша, Ф.Ф. Зелинского, СИ. Соболевскогои др.). Традиции этой школы были продолжены в послеоктябрьское время: увидели свет учебники по древнегреческой литературе (И.М. Тройского, И.И. Толстого, СИ. Радцигаи др.), академические трехтомная история древнегреческой литературы и двухтомная история римской литературы; большое число справочных изданий и словарей по мифологии, античному искусству. Заслуженным признанием пользуются исследования современных знатоков античного мира СС. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, В.Н. Ярхо, М.Е. Грабарь-Пассек, Н.Ф. Дератани, А.А. Тахо-Годии др. Не­которые из них выступали и как исследователи, и как перевод­чики. Труды древнегреческих авторов выпускались в таких вы­сокоавторитетных изданиях, как 200-томная «Библиотека Всемирной литературы», в сериях: «Литературные памятники», «Библиотека античной литературы», «Античная драматургия» и др. Двухтомный иллюстрированный труд «Мифы народов мира», включающий богатый материал по античности, был удо­стоен Государственной премии. Гордость не только отечествен­ной, но и мировой науки — труды А.Ф. Лосева(1895—1988), маститого ученого-филолога, философа, музыковеда, специа­листа по логике и математике. Античность занимала в его мно­гочисленных исследованиях центральное место. Одно из глав­ных — многотомная «История античной эстетики», о которой академик Д.С. Лихачев справедливо заметил, что это «труд, осу­ществить который, казалось, лишь под силу академическому институту». После кончины ученого, в его честь проводятся на­учные конференции — «Лосевские чтения». В Москве, в доме на Арбате, где жил А.Ф. Лосев, создается научный центр — «Дом Лосева». Его труды признаны за рубежами России.



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 3037;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.