О РАЗВИТИИ ФОРМ И КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ
История возникновения одежды уходит вглубь веков. Необходимость в одежде связывается с климатическими условиями. Развитие видов одежды - это результат изменений, происходящих в состоянии производительных сил и средств производства. Так, появление шитой одежды было обеспечено изобретением ткацкого станка.
Швейные ремесла возникли в Западной Европе примерно в XII в. В Древней Руси был вид одежды, который назывался порты или портище. Отсюда пошло название портные. Примерно к XIV в. портновские ремесла стали распространенными в русских городах. Слово «платье» возникло гораздо позже, в XVIв.
Форма одежды прошла длительный и сложный путь. Историю развития конструкции одежды можно условно разделить на три этапа:
1) обертывание тела специально вытканным прямоугольным куском ткани;
2) изготовление одежды из кусков ткани, которые имели правильную
форму (прямоугольники, треугольники);
3) изготовление одежды по форме фигуры.
В качестве примера драпированной одежды можно привести тоги
древних римлян и греков. Примером конструкции из геометрических кусков ткани является древнерусская рубаха XII - XIV вв. (рисунок 2.1, а). Первые попытки кроить одежду по форме тела человека зафиксированы на Востоке. Но развитие кроеного костюма наиболее бурно происходило в Европе.
Рисунок 2.1 – Примеры конструкций первой простой одежды |
Европейцы получили в наследство от античного мира остатки его культуры. Пожалуй, прежде всего был освоен древнеримский костюм. Но ко времени завоевания Древнего Рима варварами он уже почти полностью потерял свои античные традиции. Вместо пластичных драпировок носили довольно узкую одежду с рукавами. Обычно она изготавливалась из плотной ткани. Скрывая форму тела, такая одежда превращалась в своеобразный, иногда богато украшенный, футляр. А одежда варваров была простой, легкой и удобной. В ней можно отметить элементы кроя, которые через века перешли в современный костюм.
Первоначальный покрой схематично повторял фигуру человека с распростертыми руками. Несколько столетий он сохранялся у европейцев. Первые попытки изменить примитивную форму покроя относятся к тому времени, когда возникло новое понимание женской красоты, появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм женской фигуры.
Средневековые мастера начала XII в. делают в женском платье овальные вырезы по бокам и соединяют их края шнуровкой. По линии бедер и низу одежду расширяют треугольными вставками (рисунок 2.1, б). Но боковые вырезы и вставки не создавали безукоризненного облегания фигуры платьем. Ткань морщилась, при этом образовывались некрасивые поперечные складки. В покрое одежда еще мыслилась как единое нерасчлененное целое.
Однако понимание форм одежды к XII в. было настолько ясно, что в хронике того времени мы читаем: «Если ты хочешь, чтобы одежда на тебе хорошо сидела, то проследи, чтобы пола лежала прямо и рукав был хорошо вшит». Кстати, и в наше время именно эти условия определяют качество работы закройщика.
Потребовалось еще два столетия упорного накопления знаний и навыков, чтобы изменилось понимание конструкции одежды. За это время была решена труднейшая задачи покрытия человеческого тела плоским куском материала.
Идея расчленения одежды на части заимствована из идеи рыцарских доспехов. Доспехи повторяли форму тела, хотя и не были точной его копией. Каждая отдельная часть доспехов в развернутом виде представляла собой детали, которые становились целым отражением формы только после их соединения. Это гениальное решение основной задачи - покрытия тела плоским куском ткани - было найдено практическим путем.
Естественно, что эти открытия были использованы в одежде. Но здесь не надо было ломать голову над передачей движения отдельных частей тела человека. Пластические свойства тканей были использованы для определения такого положения нитей на различных участках одежды, чтобы она могла облегать фигуру и хорошо сидеть на ней.
Одежда, которую надевали под доспехи, должна быть узкой. Для этого начали использовать вытачки. Нужная свобода движений рук в узкой одежде обеспечивалась овальной проймой и округлым окатом, которые применяются и в настоящее время. Части одежды соединялись между собой с помощью завязок и шнуровок. Этот способ существовал вплоть до начала XVII в. Развитие военной техники привело к тому, что рыцарство утратило свое значение как военная сила, использование доспехов потеряло смысл. Однако именно они стали прототипом многих конструктивных членений одежды.
В XIV - XV вв., чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, платье стали разрезать в поперечном направлении, т.е. расчленили на лиф и юбку. В этот период формируются все виды кроя, существующие и в настоящее время. Это различные рукава, в том числе и реглан, юбки узкие, клеш из нескольких клиньев, с длинным шлейфом. Юбки обрисовывали бедра, а лиф был достаточно узким; это обеспечивалось вертикальными членениями.
В XVI в. возник новый тип костюма - каркасный. В женской одежде он просуществовал до начала XX в. Его основой был корсет и нижняя юбка в виде специального чехла с обручами различных размеров (иногда без них).
Корсет, как основа каркасного платья, был отвергнут в эпоху Великой французской революции. Тогда, в последние годы XVIII в., женщины, подражая античности, носили легкие, главным образом светлые, платья с высокой линией талии. Но уже в начале XIX в. снова появились корсеты.
Развитие медицины, борьба за равноправие женщин привели к тому, что утвердились основные положения в области костюма. Они сводились к следующему: одежда должна держаться на плечах, а тело должно быть свободным, естественным, таким, каким его создала природа.
Наряду с попытками изменить внешний вид одежды всегда было и есть стремление обосновать ее покрой. У нас нет достоверных данных о зарождении теории покроев в более ранние периоды. Но на протяжении всего времени существования, например, корсетов имелись их чертежи. Они были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения одежды специального назначения.
Интерес к системам конструирования различных покроев был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды. Правда, во второй половине XIX в. оно было в основном кустарным. Из практики снятия мерок портные знали, что существуют зависимости одних измерений фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, в основе которой будет пропорциональность человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной. Она была широко известна в искусстве еще в V в., когда скульптор Поликлет изваял статую молодого человека идеальных пропорций - Канона.
Пропорционально-мерочная система конструирования была основана на практическом опыте. Когда же швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения, обнаружили, что фигуры большинства людей далеко не пропорциональны. Пытались создать универсальные системы, т.е. сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре изделие хорошо сидело. Но эта задача оказалась неразрешимой.
Существуют три типа современного костюма в зависимости от способа его расположения на теле человека:
• набедренный, или поясной;
• наплечный (одежда на плечах);
• трико, полностью или частично повторяющее форму тела.
Одежда, принцип создания которой основан на покрое, должна не только защищать тело, но и сохранять приданные ей формы любой сложности. Поэтому наибольшее значение имеют правильно определенные размеры и форма деталей конструкции, а также расположение нитей основы, способы соединения деталей для закрепления формы изделия.
Дата добавления: 2019-02-08; просмотров: 1047;