ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ (НЕВРОЗЫ, СТРАХИ)
Виды неврозов.
Под эмоциями или чувствами следует понимать особое физиологическое состояние организма, отражающее субъективное отношение его к предметам и явлениям окружающей действительности. Эмоция остается постоянным спутником всего интеллектуального процесса. Каждое новое впечатление имеет эмоциональную окраску, положительную или отрицательную.
На человека одновременно действует очень большое количество раздражителей, каждый из них имеет свой эмоциональный оттенок. Эти раздражители складываются в эмоциональную равнодействующую, обеспечивающую соответствующие эмоции.
Под настроением следует понимать устойчивое чувственное восприятие внешнего мира, отраженного в нашем сознании. Настроение подвержено постоянным колебаниям. Кроме длинных и пологих волн, соответствующих приливам и отливам настроения, настроение может давать крупные и резко выраженные волны, носящие название аффектов. Их делят на стенические (гнев, радость) и астенические (печаль, смущение, страх и прочие).
Слово «невроз» было впервые употреблено в конце XVIII в. шотландцем Кулленом. Оно сначала не имело никакого строго ограниченного смысла. Оно применялось для обозначения всевозможных нервных заболеваний и даже большинства неврологических симптомов. В настоящее время к неврозам относят обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами, иначе говоря – раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. Выделение в особую группу заболеваний, вызванных информационным действием раздражителей, отражает основную причину этих болезней. Согласно Международной статистической классификации болезней:
- в качестве синонима термина «невроз» принят термин «невротические расстройства»;
- вместо «невроза навязчивых состояний» – «обсессивно-компульсивные расстройства»;
- вместо «истерии, истерического невроза» – «диссоциативные (конверсионные) расстройства».
Эта классификация отражает практику диагностики заболеваний в различных странах и призвана содействовать большему взаимопониманию между врачами этих стран.
Невротические состояния сказываются на личной жизни. Человек начинает более испытывать определенные негативные психоэмоциональные состояния. Он становится:
- сердитым; - неуверенным; - пессимистичным; - удрученным; - взбешенным; - испуганным; - усталым; - несчастным, - раздраженным; - паникующим; - грустным; - одиноким; - раздосадованным, - напряженным; | - пассивным; - жалким, - обеспокоенным; - настороженным; - изнуренным; - разбитым, - нетерпеливым, - пугливым; - опустошенным; - вымученным, - недовольным; - апатичным, - печальным и т. д. |
Психическая травма определяется содержанием информации, которая доходит до своего адресата. Чаще всего неврозы вызываются информацией:
- о семейных или любовных невзгодах;
- о потере близких;
- о крахе надежд;
- о служебных неприятностях;
- о наказании за совершенное деяние;
- об угрозе жизни, здоровью или благополучию.
Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или письменное сообщение о пожаре или взрыве.
Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Патогенными могут оказаться однократно действующие сверхсильные и, особенно, многократно действующие более слабые раздражители. В первом случае говорят об острых, во втором – о хронических психических травмах или психотравмирующей ситуации. Действие слабых раздражителей может суммироваться: неприятность + неприятность + неприятность = невроз.
Возможность возникновения заболевания под влиянием сигнального (информационного) значения раздражителя была доказана экспериментально И.П. Павловым на животных. Экспериментальные неврозы у них удавалось вызвать действием таких раздражителей, как слабый звук звонка, стук метронома, прикосновение касалкой или вид эллипса, по форме приближающегося к кругу. Все эти раздражители, сами по себе невинные, становились для данного животного патогенными лишь благодаря той информации, которой они были наделены.
Неврозы могут вызываться и такими общеистощающими вредностями, как:
- длительное недосыпание;
- умственное или физическое перенапряжение;
- необходимость проявления насильственных действий (боевые, борьба за выживание и т.д.).
Однако и в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.
Под неврозами следует понимать группу болезней, возникающих под воздействием различных психотравмирующих (стрессовых) ситуаций различной интенсивности и экстенсивности, в результате которых наступает разрегулированность основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, приводящих к образованию отрицательных условно-рефлекторных форм (симптомов). При этом болезни имеют тенденцию к обратному развитию болезненного процесса при современном уровне терапии, но склонны возобновляться при новых психотравмирующих воздействиях.
Появлению термина «истерия» («истерический невроз») мы обязаны врачам Древней Греции, которые описали заболевание, характеризующееся выраженной демонстративностью, театральностью. Они наивно полагали, что причиной этого заболевания является блуждание матки в организме. Отсюда и родилось название – истерия (ὑστέρα – матка). Эта болезнь приписывалась в то время женщинам. Многие из понятий, относящихся к истерии и сохранивших свое значение до настоящего времени, введены Ж. Шарко. Им дано классическое описание клиники истерии, в частности фаз клоунизма, страстных поз, выгибания дугой.
Можно рассматривать истерию как заболевание, вызванное психической травмой, в патогенезе которого играет важную роль механизм «бегства в болезнь и условной приятности или желательности болезненного симптома».
Демонстративность необходима истерику только для защиты собственных интересов. Поэтому эта демонстративность – защитная в отличие от показной демонстративности, присущей здоровым людям, например артистам.
Еще одной отличительной особенностью истерического характера является повышенная внушаемость, благодаря которой эти больные склонны к подражанию, к вызыванию у себя разнообразной симптоматики, в том числе и навязчивостей.
Расстройства функции органов чувств, речи, зрения, слуха чаще всего встречаются в повседневной практике.
Среди истерических расстройств зрения довольно часто встречается слепота (амавроз) на один или оба глаза, концентрическое сужение полей зрения, которое тесно сочетается с извращением цветоощущения. Однако даже резко выраженное сужение поля зрения не мешает больным ориентироваться в пространстве.
Описания истерической глухоты в литературе в большинстве своем относятся к периоду Великой Отечественной войны. Истерическая глухота могла сочетаться с истерической немотой, хотя чаще всего они проявлялись самостоятельно.
В мирное время истерическая глухота развивается по механизму самовнушения вследствие «условной приятности или желательности» болезненного симптома.
Наиболее частой формой истерического расстройства речи является истерическая афония (утрата голоса). В основе афонии лежит функциональная заторможенность «сторожевого пункта», контролирующего речевую функцию в центральном аппарате речи, в результате чего голосовая щель остается открытой, при значительном напряжении голосовых связок. Эти больные не могут говорить, но постоянно ищут голосового контакта, жестикулируя, желая этим сказать, что они хотят вступить в письменный контакт. При этом суетятся, волнуются, плачут.
Истерические психические расстройства бывают чрезвычайно яркими, красочными и демонстративными. Они обычно отражают прошедшие волнующие больного события, переживания, его опасения. Известны случаи, когда мать отчетливо, ярко видит умершего ребенка в хорошем здоровом состоянии. Причем убежденность ее в том, что она видела своего ребенка, столь велика, что ее с большим трудом удается убедить в том, что это была галлюцинация.
Иногда больные истерией жалуются на утомляемость, общую слабость, недостаточную выносливость, но все эти жалобы сопровождаются театральностью и демонстративностью. Истерическая астения развивается по механизму самовнушения и носит преходящий характер.
Невроз навязчивых состояний – это такая форма невроза, которая возникает под влиянием психотравмирующих ситуаций, на фоне астено-боязливых черт характера человека. Чувство боязливости проявлялось в стремлении таких людей дружить с более сильными, более выносливыми, которые могли бы их в нужную минуту защитить, помочь в учебе. Они, как правило, активны, общительны, но никогда не бывают откровенными со своими сверстниками. Иногда, в трудных ситуациях, внешне держатся спокойно, но спокойствие это достигается ценой больших усилий и большого напряжения. Для них характерна застенчивость, робость, впечатлительность, неуверенность в себе, фобии. Чаще всего страх смерти, клаустрофобия, агорафобия, страх перед острыми предметами т.д. Причем в большинстве случаев страх возникает после острой психотравмы, почти одновременно с ней.
Навязчивые состояния могут встречаться у совершенно здоровых людей как результат переутомления или действия каких-либо истощающих организм факторов (инфекции, интоксикации, алкоголизм и др.). Бывает, что «застревают в голове» какая-либо мелодия, мысль, слово или цифра, от которых трудно отделаться. Иногда перед сном у человека появляется беспокойство по поводу того, закрыл ли он двери на засов, выключил ли газ, погасил ли свет, и т.д.; он встает и все проверяет, а через некоторое время снова появляется беспокойство, и он проверяет уже проверенное. Также можно многократно проверять наличие билета, ключа и денег в кармане и т.д.
В настоящее время все навязчивости разделяют условно на три группы: навязчивые страхи, навязчивые мысли и навязчивые действия.
Чаще всего наблюдаются навязчивые страхи (фобии).
Одна из самых старых фобий – боязнь пространства, известная под общим названием – агорафобия. Сюда относится боязнь площадей, улиц и т.д. При одной мысли, что человеку нужно перейти площадь, им овладевает страх, что ему это не удастся, что он упадет, что он умрет, что его переедет трамвай.
Клаустрофобия, или боязнь замкнутых пространств, проявляется в том, что человеком овладевает страх, связанный с мыслью, что на него могут обрушиться потолок и стены помещения, иногда страх овладевает им при езде в вагоне поезда, кажется, что он умрет, если не выберется из вагона поезда. Очень часто этот страх развивается в метро.
В.М. Бехтеревым описано болезненное состояние, связанное с боязнью покраснеть в обществе. Кроме того, им были описаны «навязчивая улыбка», «боязнь чужого взгляда» и др.
Некоторые авторы выделяют навязчивые действия, иногда проявляемые в ритуалах.
Многими авторами описаны самые разнообразные фобии. Это, например, айхнофобия или оксифобия – страх острых предметов, одна из наиболее часто встречающихся навязчивостей. Реже встречается акрофобия или гипсофобия – страх высоты: находясь на высоте, больные боятся падения вниз. Антропофобия или гомалофобия – страх толпы, при котором возникает боязнь потерять сознание в толпе, быть раздавленным. Дисморфофобия – страх уродства, когда человека постоянно мучает мысль о неправильном, уродливом развитии его тела. Мизофобия – страх нечистоты, боязнь загрязнения, особенно при прикосновении к чему-либо. Мифофобия – страх сказать неправду, в связи с чем человек избегает общения с людьми. Монофобия – страх одиночества, связанный с представлением о беспомощности одинокого человека. Нозофобия – страх заболеть какой-либо тяжелой, неизлечимой болезнью. К ним относятся акрофобия – боязнь чесотки; гельминтофобия – боязнь глистной инвазии; канцерофобия – боязнь раковой болезни; лиссофобия – боязнь заразиться бешенством, сифилофобия, спидофобия, боязнь заболеть психическим расстройством и мн. др. Сидородромофобия – боязнь ездить по железной дороге в связи с возможностью крушения. Особо частой формой навязчивого страха является танатофобия – страх смерти; тафефобия – страх быть заживо погребенным, фобофобия – страх перед возможностью возникновения навязчивого страха и т.д.
Невроз навязчивых состояний обычно проявляется в старшем школьном возрасте. Это состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.
Корни такого невроза – семейные отношения, вернее, их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность – ради требований, принципиальность – вопреки здравому смыслу. Родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях, говорят: «Пуганая ворона куста боится»).
Причины детских неврозов кроются в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:
- родители несут из своего детства свои страхи, проблемы, перекладывая их на плечи подрастающих детей;
- те, в свою очередь, – на плечи своих детей; и так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается: как исправить это положение?
Старинная притча говорит: к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: «Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец им ответил: «Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней».
Таким образом, неврозы – это обратимые нарушения нервной деятельности, вызванные психическими травмами. Причины нервных заболеваний детей кроются в первую очередь в ошибках воспитания их собственных родителей.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2803;