Алгоритм развития невроза.
Нарушения функции внутренних органов, вызванные действием психической травмы и не обусловленные каким-то органическим процессом, в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) названы соматоформными расстройствами. Они могут быть при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний. Заболевания эти встречаются довольно часто.
С середины 30-х годов XX в. сторонники психоанализа стали широко пользоваться термином «психосоматика» для обозначения соматических нарушений, вызванных, по их мнению, неотреагированными переживаниями, интернированными в соматику (тело) и образовавшими «комплексы».
Далее ряд авторов стали под этим термином понимать соматические нарушения, вызванные:
- психическими травмами;
- эмоциональным стрессом;
- соматическими нарушениями при эндогенной депрессии;
- соматическими расстройствами, вызванными органическими или эндогенными нарушениями деятельности мозга (травмы, опухоли, эпилепсия, эндогенная депрессия и т. п.);
- расстройствами вегетативных процессов, относящихся к так называемым неврозам внутренних органов.
По механизму своего возникновения, неврозы могут быть разделены на следующие группы:
1) нарушения, возникающие как сопутствующие проявления общих нарушений нервной деятельности, вызванных психической травматизацией;
2) нарушения, вызванные патогенным действием слова, изменяющего деятельность того или иного внутреннего органа или той или иной вегетативной функции, по механизму внушения (например, при ятрогениях) и самовнушения;
3) нарушения, вызываемые индифферентными до того раздражителями по механизму условного рефлекса.
Нарушения вегетативных функций, в том числе расстройства со стороны внутренних органов, зафиксировавшиеся и воспроизводимые по механизму «условной приятности или желательности» болезненного симптома, а также возникшие путем самовнушения в связи с их «условной приятностью или желательностью» для больного (мнимая беременность, псевдоаппендицит, рвота), относятся к истерии.
Нарушения функции, вызванные тревожным ожиданием неудачи (например, некоторые формы психогенной импотенции), относятся к неврозу ожидания.
Центральная нервная система оказывает важное регулирующее влияние на работу внутренних органов, в свою очередь подвергаясь влиянию с их стороны. Поэтому нарушения ее функций могут нередко вести и к расстройству функций внутренних органов. Взаимосвязь их осуществляется по нервным путям, через подкорковую область и вегетативную нервную систему.
У человека на фоне общих нарушений нервной деятельности к выраженным расстройствам вегетативных функций, в частности функций внутренних органов, могут вести как острые шоковые, так и хронические психические травмы.
Весьма патогенными оказались травмы, приводящие к сосуществованию противоречивых тенденций. Сюда относятся различные «запреты», ведущие к подавлению чувства страха при необходимости оставаться в устрашающей обстановке, «конфликты между долгом и желанием» и др.
Организм человека на самые различные биологически сильные агенты и вредные воздействия, как, например, холод, жара, боль, введение инсулина, адреналина, а также на психические травмы может отвечать неспецифической реакцией, названной стрессом (в данном случае обычно переводится как чрезмерное напряжение). Это состояние может выражаться в виде общего адаптационного синдрома, который является неспецифической приспособительной реакцией, имеющей три стадии.
Первая стадия – реакция тревоги (аларма) – протекает с понижением температуры тела и артериального давления, гипогликемией, затем гипергликемией, ацидозом.
Вторая стадия – сопротивления – характеризуется повышением артериального давления, гипергликемией, повышением температуры тела, алкалозом, увеличением массы коры надпочечников.
Третья стадия – истощения.
Раздражитель, вызывающий стресс (стрессор), действует, по Г. Селье, на организм либо непосредственно, либо через гипофизарно-адреналовую систему, приводя к выделению так называемых адаптивных гормонов. В частности, при этом резко увеличивается секреция АКТГ (адренокортикотропный гормон), вследствие чего передняя доля гипофиза оказывается не в состоянии одновременно продуцировать гонадотропные гормоны. Поэтому, во время стресса у женщин наступает аменорея, а у мужчин – импотенция.
Кроме того, при реакции тревоги может усилиться секреция пептических энзимов, вследствие чего образуются язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Состояние стресса, вызванное психическими факторами (действием информации), принято называть эмоциональным стрессом. Последний может вызываться информацией, порождающей как отрицательные эмоции, так и положительные. Реакция на психический стрессор определяется, с одной стороны, значимостью той информации, которую он несет, с другой – врожденными и приобретенными физиологическими особенностями нервной системы.
Различные виды стресса вызывают возбуждение гипоталамуса рефлекторным путем или через кору, что ведет к увеличению секреции АКТГ передней долей гипофиза. При этом только воздействия, связанные с эмоциональным возбуждением, вызывают активацию этого механизма через задний отдел гипоталамуса. Симпатико-адреналовая система, активируемая лимбическим мозгом и задним отделом гипоталамуса, играет большую роль в возникновении психосоматических нарушений в условиях эмоционального стресса.
Таким образом, психические травмы могут привести к изменениям, вызывающим вегетативные расстройства, в частности, нарушения функции внутренних органов.
Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины:
- отрыв от семьи;
- уход на пенсию;
- резкая смена профессии;
- изменения (понижение или резкое повышение) социального статуса;
- возрастные кризисы;
- болезни;
- социально-статусные (или ролевые);
- кризисы внутреннего роста;
- насилие.
С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый и ему можно то, чего нельзя было вчера: он – отец ребенка, глава семьи и от него зависят судьбы жены и детей.
Или умирает близкий человек, и оказывается – он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.
Происходят резкие социальные изменения, рушится мир привычных ценностей: опусти забрало и, расталкивая других, иди к богатству (а привык думать, что жизнь другого тоже что-то значит).
Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче – ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он – олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет! Возник тяжелый кризис, дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней – зачем они, непонятно...
В моменты кризисов могут включаться механизмы психической защиты – искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это – ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п.
Механизмами искажения реальности выступают:
- рационализация (удобное объяснение);
- девальвация («а яблоко еще незрелое!»);
- проекция («это не я – это он такой»);
- вытеснение из сознания негативной информации, забывание неприятных обстоятельств.
В экстремальной ситуации человек как бы включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которых он видеть не хочет.
В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса – только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность.
Второй тип кризиса – фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы – механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства.
Препятствие – внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации – опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но по сути это поведение уже в принципе желательного результата дать не может.
Сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно становится хуже упорядоченным. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом! Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.
Выход из кризиса обеспечивается поиском новой поведенческой формы.
Третий тип кризиса – ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей.
Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он – двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.
Ценность – это то, что представляет значение для меня и, одновременно, для общества. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истинной, действительно энергетически значимой, то есть мотивом.
Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться.
Четвертый тип кризиса – целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания.
Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность – с другой.
Бытует мнение, что стрессовых ситуаций следует избегать и с ними надо бороться, так как они могут приводить к печальному исходу. Однако это не совсем так. В определенных дозах стресс полезен, так как включает в действие защитные силы организма, происходит своего рода тренировка.
С другой стороны, стресс вызывают – борьба мотивов, неопределенность цели, неопределенность программы для достижении цели и неопределенность ситуации. Все это – умственные операции, которые поддаются обучению и постановке навыка.
Таким образом, по механизму своего возникновения неврозы могут быть следующими:
1) возникающие как сопутствующие проявления общих нарушений нервной деятельности, вызванных психической травматизацией;
2) вызванные патогенным действием слова,
3) вызванные индифферентными до того раздражителями по механизму условного рефлекса.
Реакция стресса, возникающая на раздражитель, сопровождается кризисом; затем следует выход из кризиса.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2534;