Теоретические основы индустрии досуга за рубежом
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие досуга и возможностей для его плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Досуг и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
Каковы же сущностные свойства понятий «досуг» и «рекреация»? В чем их сходство и отличия? В западном досуговедении понятия «досуг» и «рекреация» взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов.
Однако правильное представление о различных дефинициях и концепциях досуга и рекреации является основополагающим фактором профессионального успеха. Как утверждают, например, американские специалисты, адекватные представления о концепциях досуга и рекреации дают возможность понять нашу роль и обязанности по предоставлению услуг, определить, объяснить, обеспечить контроль и в конце концов предугадать последствия нашего вмешательства в качестве профессионалов. Таким образом, овладение соответствующим понятийным аппаратом не только вооружает профессионалов необходимыми знаниями, но, что, безусловно, предельно важно, позволяет осуществлять прогнозирование преимуществ того или иного направления деятельности и обеспечивать эффективность использования соответствующих ресурсов.
Существует большое количество теоретических подходов к определению природы досуга. Однако к настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
- временного пространства;
- вида деятельности;
- психологического состояния;
- холистического (целостного) образа жизни.
- Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства (количественная концепция досуга) возникла в XIX веке и явилась следствием индустриальной революции на Западе, в результате которой жизнедеятельность подавляющего большинства населения была отчетливо разграничена на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция является наиболее распространенной и в современной практике. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению. Интерпретация досуга в рамках данной концепции предполагает, что индивид обладает не только свободным временным пространством, но также располагает широкой свободой выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами. Эта концепция дает возможность широкого трактования досуга, т.е. досугом можно считать время, отводимое как на деятельность творческую, конструктивную, так и на деятельность деструктивной направленности, а также время, проводимое бесцельно.
- Следующая концепция предполагает рассмотрение досуга в качестве одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Досуг трактуется как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил. Данная концепция предполагает, что диапазон видов досуговой деятельности может быть бесконечно широк в соответствии с огромным разнообразием досуговых интересов людей. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В данной концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг.
- Концепция психологического состояния связана с тем социальным типом, который можно условно определить как сибаритство («сибарит» - изнеженный, праздный, избалованный роскошью человек – по названию колонии в Южной Италии Сибарис, в которой элитный класс отличался особо праздной жизнью). В этом случае развлечения понимаются как самоцель, как главенствующая роль в жизни. К данной категории можно отнести и такие стереотипы людей, как: повеса, ловелас, прожигатель жизни, светский лев. Однако не редко выбор досуговых занятий не сводится к полному «ничегонеделанию». Среди сибаритов не редки знатоки искусств, коллекционеры, путешественники, гурманы – любители понятие «Элитарный досуг», серьезная оценка и научные исследования по которому еще предстоят.
- Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования может присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д. Концепция холизма предполагает исследование трудовой и иных сфер деятельности человека для определения в них элементов досуга, а также выдвигает идею о том, что жизнь человека как целостный процесс не может быть исследована фрагментарно по отдельным структурным компонентам. Особое значение здесь имеет предположение, что ценности работы и досуга должны быть равнозначны, и индивид может получать удовлетворение от работы-досуга.
Данная концепция представления сущности досуга предопределяет широкий базис для интерпретации данного феномена. Являясь интегративной, она позволяет провести анализ сущности досуга на современном уровне социального прогресса в условиях высокого уровня развития технологии. Информационная эра вносит свои коррективы в идейно-теоретические представления о жизненных принципах индивидов и организации основных социальных институтов. Концепция холизма предлагает всеобъемлющий и органичный подход к рассмотрению сущности досуга, который может оказаться адекватным характеру жизнедеятельности человека в грядущем столетии - в эру новейших информационных технологий.
Термин «рекреация» является производным от двух латинских глаголов: «обновлять» и «восстанавливать». Семантическое значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств индивида.
Как известно, биологическая жизнедеятельность любого организма состоит из двух взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процессов: затраты жизненных сил и их восстановления. Данные процессы характерны и для человека как биологического существа. Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином «рекреация». С точки зрения производимого на человека эффекта, рекреация - процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма. Термин «рекреация» широко используется в западном досуговедении. Большинство определений рекреации основывается на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, от которого индивид получает удовольствие и удовлетворение. При этом акцентируется деятельностный характер рекреации и подчеркивается, что рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми и полноценными. Есть ли различия между понятиями «досуг» и «рекреация»? Большинство профессионалов и исследователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что значения данных терминов различны.
Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления наклонностей определенной части населения общества (например, злоупотребление спиртными напитками).
Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, производящие оздоравливающий, восстанавливающий эффект, т.е. рекреационная активность включает лишь конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий. Исследователи этой проблемы рассматривают рекреацию как деятельность, которая имеет место в свободное время, доставляет удовольствие и обладает социально приемлемыми качествами.
Во всех концепциях рекреации особенно подчеркивается ее ценностный и деятельностный аспекты, т.е. рекреация - это деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Таким образом, рекреация - деятельность, приносящая определенную пользу людям, и, следовательно, общество должно организовывать и поддерживать данную сферу деятельности, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития.
Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена:
- рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения;
- виды рекреационной деятельности многообразны;
- участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств;
- рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.
Итак, рекреация представляет собой определенную деятельность и обладает огромным диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами индивидов. Рекреация может быть групповой и индивидуальной, в некоторых случаях предполагает активное участие индивидов, в других - простое расслабление (отсюда термины «активная рекреация» - «пассивная рекреация»). Важным является то обстоятельство, что рекреационные занятия осуществляются на добровольной основе, т.е. индивид обладает полной свободой в принятии решения об участии или неучастии в том или ином виде рекреации. И, наконец, рекреация открывает для индивида широкий спектр позитивных результатов, он может быть вовлечен в различные виды рекреационных занятий, нацеленных на получение эффекта социализации, межличностного общения, соревновательности, развития воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы и физического состояния участников.
В сущностных элементах рекреации подчеркивается ее индивидуальная природа, но также проявляется и взаимосвязь рекреации с социальными организациями. В общем смысле рекреация имеет определенную культурную обусловленность и служит достижению определенных социальных целей. Некоторые западные ученые придерживаются мнения о том, что досуг есть личностный феномен, тогда как рекреация - социальный. В следующем определении рекреации объединяются представления о данном феномене как индивидуальной деятельности и как составном элементе социальной политики: рекреация - это «добровольная внерабочая деятельность, которая организована ради индивидуальной и социальной пользы - ради восстановления сил и социального единения».
Нельзя предположить, что все исследователи и профессионалы сферы свободного времени когда-либо придут к единому мнению по вопросу о том, какая из концепций досуга или рекреации является единственно правильной. Однако, безусловно, важно иметь представление об имеющихся определениях и концепциях, чтобы составить собственное мнение по поводу их сильных и слабых сторон и возможности применения в реальной практике. В этой связи западные исследователи отмечают, что выбор той или иной концепции досуга может иметь существенное влияние на направление работы досугового агентства. Так, выбор концепции холизма приводит к тому, что большее внимание в работе агентства отводится, например, вопросам образования населения в области досуга, а выбор количественной концепции - к усилению внимания к вопросам удовлетворения стандартных норм и требований.
Тем не менее, следует отметить, что общеупотребимым названием сферы деятельности по обслуживанию свободного времени населения в англоязычных странах является словосочетание «сфера досуга и рекреации». Данное обстоятельство может иметь двоякое объяснение: по одной точке зрения, при таком определении подразумевается, что термином «рекреация» обозначается деятельность как таковая, а термином «досуг» - временное пространство для реализации этой деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Современные концепции сущности досуга.
2. Понятие о рекреации.
Литература
1. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.
2. Культурно-досуговая деятельность. М., 1998.
3. Тенисоретский О.Д. Досуг и творчество в культурном туризме. М., 1987.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2740;