Общение как форма проведения досуга. Здесь имеются ввиду вечера, встречи, беседы, игры для школьников старших классов.

Министерство массовой культуры США по возможности координируют усилия организаций, которые участвуют в осуществлении культурно-досуговых программ. Для одних из них досуг является единственным и основным занятием, для других - побочным. Некоторые обслуживают определенную территорию, как, например, штат в США, графство в Англии, провинцию в Канаде, другие – только своих членов. Есть организации, которые занимаются только одним видом досуга, есть культурно-досуговые объединения и ассоциации, которые пытаются охватить широкий диапазон отдыха, развлечений и интеллектуально насыщенного досуга.

Пытаясь выявить степень разработанности вопроса и общест­венное мнение, сложившееся вокруг проблемы молодежного досуга, мы осуществили контент анализ научных изданий и периодической печати США, Канады и Великобритании за 1937-1992 годы. В общей сложности источниками получения информации стало 18 монографий; 12 сборников материалов научных конференций; 44 публикации по итогам научных исследований различных университетов; 38 статей периодической печати.

В 94 из 112 анализируемых материалов отмечались бесспорные успехи в осуществлении общественно-государственной политики в сфере молодежного досуга, констатировался определенный прогресс в развитии инфраструктуры культурно-досуговой деятельности молодых, отдельные достижения в разработке некоторых аспектов молодежной досуговой субкультуры.

В 72 публикациях отмечается, что в США и в Великобритании, и в Канаде отсутствует единый комплексный подход в определении приоритетных направлений исследований молодежных проблем; нет ясности - что изучено относительно полно, а какие проблемы потаятся в стороне от активной деятельности ученых.

В 59 работах констатируется, что до сих пор никто всерьез не пытается выработать единые методологические принципы научного анализа в результате чего существует недоговоренность между социологами, психологами, юристами, демографами в междисциплинарном изучении явлений и процессов, происходящих в молодежной среде. Исследования, проводимые по «нестыкованным» программам и методикам не позволяют выйти на сравнительный анализ явлений и процессов в молодежной среде, в итоге чего отсутствуют научно обоснованные прогнозы на ближайшую перспективу и начало XXI века.

В 38 научных трудах указывается, что проводимые исследования часто имеют слабую теоретическую и эмпирическую базы, низкий уровень организации и недостаточно глубокую интерпретацию полученных результатов. В 37 опубликованных материалах обращено внимание на то, что во многих исследованиях отсутствует связь с практикой решения конкретных проблем.

Используя методику программированного наблюдения и анализ документов, отражающих содержание и формы культурно-досуговых центров в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне, можно видеть, что наряду с заслуживающими самой высокой опенки образцами эффективной организации досуга, в значительной части парков или иных центров свободного времяпрепровождения молодежи его сводят лишь к органи­зации развлекательных мероприятий, в других - в сферу досуга не­адекватно переносятся методы и формы управления учебной деятель­ностью, явно неприемлемые в условиях свободного времени. Формы культурно-досуговой деятельности, которые наиболее соответствуют природе отношений, складывающихся в сфере молодежного досуга, по мнению специалистов и членов попечительских советов 14 парков и о центров эстетического просвещения и зрелищно-игрового досуга этих городов внедряются крайне медленно. Общий уровень культуры организации свободного времени подрастающих поколений вступил в определенное противоречие с требованиями жизни и это явилось сле­дствием утвердившихся в коммерческих структурах вульгарно-потре­бительских взглядов на сущность, природу и специфику молодежного досуга, существенного отставания педагогики и смежных наук, вхо­дящих в теорию человекознания, от требований современного разви­того общества, а главное отсутствия единой научно обоснованной общественно-государственной программы, ориентированной не на ре­шение отдельных аспектов жизни подрастающих поколений, не на ка­кую-то часть или группу молодых людей, к которым спонсоры прояв­ляют благосклонность, а обеспечения досуга всей молодежи страны, Такая программа призвана отразить роль к место государства к об­щества в решении кардинальных проблем использования свободного времени как фактора духовного развитая личности и существенного резерва обогащения культуры.

С целью преодоления сложившегося противоречия и определения приоритетных ориентиров общественно-государственной культурной политики в сфере молодежного досуга ученые Пристонского и Калифорнийского университетов в 1991 году выступили с инициативой ра­зработки «Федеральной преграды культурной политики в сфере моло­дежного досуга», которая включала бы в себя:

- эстетический всеобуч детей, учащейся молодежи и их родителей;

- пропаганду к внедрение непреходящих ценностей мировой и американской культуры, возрождение и обогащение лучших традиций культурно-досугового творчества народов, составляющих ныне американское общество;

- развитие интереса к различным формам прикладного творчест­ва, формирование умений и навыков внедрения прикладного искусства в досуг и быт молодежи;

- защиту социальных прав молодежи в сфере досуга и культурно-досугового творчества, обеспечение широкой доступности достижений национальной и мировой культуры всем слоям детей, подростков, юно­шей и девушек;

- изучение и использование конструктивных сторон опыта Евро­пы, Ближнего и Дальнего Востока и других регионов мира в организа­ции досуга молодежи;

- создание материально-технической базы культурно-досуговой деятельности, отвечающей требованиям к возможностям начала ХXI века;

- подготовку кадров организаторов досуга, владеющих современ­ными методиками педагогики сотворчества и способных принять на се­бя роль духовных лидеров в реализации федеральных и региональных культурно-досуговых программ.

В методологии восприятия молодежи как субъекта определенной субкультуры, ученые Пристонского и Калифорнийского университетов соединили три аспекта:

1/ антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами классического психоанализа, применить к ней те­оретические построения социал-дарвинизма;

2/ культурологический, в основе которого лежит постулат теории поколений;

3/ интеграционный подход, заключающийся в синтезе разных со­четаний двух других.

Однако следует отметить, что различные теоретические концеп­ции и многочисленные исследования последних двух десятилетий не дали пока целостного междисциплинарного знания о молодежи как мно­гочисленной социально-демографической группе общества, о противоречивых механизмах ее социализации, хотя отдельные социально-педагогические проекты заслуживают пристального внимания. Примером, в частности, может быть одобренная и рекомендованная всем разви­тым странам программа ЮНЕСКО – «Молодежь в изменяющемся мире», которая не в полной мере, но значительно активнее, чем в других странах реализуется в США, Канаде и Великобритании. Значительный интерес представляет опыт выработки молодежной политики в конк­ретно-исторических ситуациях англоязычных стран. Примером чему могут служить «Программа преодоления рассовых предрассудков в досуге молодежи Калифорнии» или принятая в Великобритании прог­рамма «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи». Бе­зусловного внимания заслуживает и опыт успешного функционирования служб социальной помощи и центров молодежной информации, фи­нансирование которых осуществляется в соответствии с принятой в США в 1982 году «Государственной программой совершенствования социальной информации».

Проблемы молодежи - тема не новая для международного сооб­щества. Забота о молодежи провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. Начиная с 1946 года ЮНЕСКО включилась в осуществление культурной политики и нескольких программ, касающихся молодежи. С принятием в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи иде­алов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи находятся в центре внимания всей деятельности этой организации. Под эгидой ЮНЭСКО с 1985 года ор­ганизованы Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «круглый стол» на тему «Молодежь, образование, труд». К изучению молодежных про­блем и их разрешению активно подключилась Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Детский фонд ООН. При этом ведущую роль в финансировании и осуществлении всех этих программ приняли, на себя США.

Констатируя эти факты, приходится, вместе с тем, отметить, что молодежная политика как законченная четкая система, призван­ная детально регламентировать взаимоотношения общества и молодо­го поколения во всем сложнейшем многообразии социальных отношении в англоязычных странах начала формироваться лишь с 60-х годов XX века, и процесс этот еще далеко не завершен.

Значительные сдвиги в молодежной политике в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии произошли со второй половины 70-х годов, когда новые технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, остро поставили проблемы образования, профессиональной подготовил и трудоустройства молодого поколе­ния, а государственные институты, политические и общественные организации, учитывая опыт «молодежного бунта» 60-х годов, ста­ли обращать повышенное внимание на социально-экономическое по­ложение, политическую и нравственную зрелость молодежи. В насто­ящее время в индустриально развитых странах молодежная культур­ная, в том числе и культурно-досуговая политика рассматривается как составная часть стратегии всего остального развития.. При этом речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом, что дает в конечном итоге эффект в развитии как производствен­ной, так и духовной сферы. Стратегическое измерение молодежной политики связывается с осознанием и пониманием того, что будущее любого общества зависит от уровня культурной среды, от полноценного воспитания и образования молодежи, от эффективности организации ее труда и досуга.

Обобщение опыта англоязычных стран позволяет говорить, что в них реализуются две основные стратегии молодежной политики. Для одной /ее обычно называют неоконсервативной/ - характерна государственная помощь наименее социально защищенным категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования этих средств. Такой вид помощи наиболее типичен для США. Здесь Феде­ральное правительство, общественные организации или частные фон­ды отдельных штатов проводят разного рода мероприятия, акции, позволяющие весьма эффективно помогать «неблагополучным» подрос­ткам, детям из малообеспеченных семей. В Великобритании и Авст­ралии молодежная политика исходит из признания ответственности государства за успешную интеграцию в общественные отношения всей молодежи, и предусматривает переход от помощи отдельным ее кате­гориям к долгосрочным социальным программам, доступным всем желающим.

В англоязычных странах под молодежной политикой подразуме­вается деятельность специальных правительственных учреждений, муниципальных органов, занимающихся делами молодежи, министерств и комитетов по делам молодежи, государственных комиссий. Иногда под термином «молодежная политика» имеется в виду политика свободного времени для детей и подростков /например, строительство центров досуга, спортивных комплексов и т.п./. Однако, такие ограниченные взгляды подвергаются аргументированной критике со стороны ученых и практиков, занимающихся вопросами воспитания, образования и трудоустройства молодого поколения.

Когда мы говорим о молодежной политике в сфере досуга, мы имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его социальных групп к молодежи, как большой специфической демогра­фической группе населения, которая призвана принять и продол­жить лучшие традиции отцов. Сфера этих отношений и определяет социальный статус молодежи, а вместе с ним ее экономическое, правовое положение, определенный уровень и образ жизни.

Современная молодежная политика ведущих англоязычных стран - это деятельность государств, штатов, графств, муниципалитетов, общественных, организаций и частных фондов по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленная на обеспече­ние эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социаль­но-культурные отношения. Будучи направлена на обеспечение взаи­моотношений подрастающих поколений и общества, молодежная поли­тика представляет собой систему мер по поддержанию определенного социального статуса молодежи, удовлетворение ее интересов, зап­росов и потребностей в сферах образования, труда, культуры, до­суга, предпринимательской деятельности и социальной защиты. Гла­вная цель такой политики - создание экономических условий и пра­вовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации, как в интересах отдельной личности, так и об­щества в целом.

Основными задачами молодежной политики в сфере досуга являются: разработка и принятие законодательных актов, государст­ве иных и региональных программ, стимулирующих создание предпо­сылок свободного развития молодежи; финансирование программ и мероприятий, направленных на создание этих условий; координация деятельности государственных учреждений и общественных ор­ганизаций и частных фондов в решении молодежных культурно-досуговых проблем; поощрение /включая финансирование/ деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на выравнивание стартовых возможностей различных категорий моло­дежи в реализации рекреативного и духовного потенциала свободно­го времени.

В качестве основных принципов молодежной политики в англо­язычных странах выступают:

-.дифференциация культурно-досуговых программ в. зависимости от возрастных периодов формирования личности, ее социально-психологического, гражданского и экономического становления;

- преемственность связей между представленными в обществе поколениями;

- согласование интересов различных групп и слоев населения в отношении социального статуса молодежи.

Сегодня характерно то, что молодежь сама все активнее заявляет о своих правах, пристрастиях, проблемах. И не только внутри своей культуры, но легко находя общий язык со сверстниками всей планеты. Это закрепляется в новых международных культурных традициях, творческих контактах, социально-культурных акциях.

Среди форм интернациональных связей молодежи мира стали ассоциации и клубы ЮНЕСКО. Молодые представители многих стран собираются на молодежные форумы, конгрессы, спортивные и компьютерные игры, фестивали и конкурсы, акции протеста или содействия чему-то, создают Фонды и Комитеты. Можно сказать, что молодежь закладывает основы новой планетарной Культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели и задачи политики в области культуры и досуга.

2. Характеристика национальных программ.

3. Роль общественных организаций в «киберпространстве»

4. Дифференциация культурно-досуговых программ в зависимости от возрастных периодов формирования личности.

5. Основные задачи молодежной политики в сфере досуга.

 

Литература

1. Дуликов Д.З. Социальные аспекты КДД за рубежом. М., 1999.

2. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1998.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М., 1998.

4. Панорама культурной жизни зарубежных стран. Информационный сборник. М., 2000-2002.

 

1.2. Современные социокультурные процессы в странах Западной Европы

ХХ век называют атомным, но вторая его половина характерна гуманитарными поисками и открытиями в области человековедческой науки, разработкой социальных, педагогических, культурных, релаксаторских технологий; религиозно-духовными исканиями и интеграционными процессами в области культуры, информации. Создана уникальная коммуникативная система всемирной связи – Интернет. Возникают международные структуры, играющие важную роль в формировании новой планетарной этики: ЮНЕСКО (при ООН), Комитет по культурным связям (при Европейском Союзе), Международный союз работников культуры, туризма, спорта, Всемирный информационный Центр, Всемирная ассоциация работников досуга

За последние двадцать лет во всех странах департаменты по культуре реорганизованы в самостоятельные Министерства культуры, курирующие туризм, спорт, досуг, народное творчество, искусство. Действует солидная база подготовки социальных педагогов, социальных аниматоров, менеджеров досуга и туризма, парковых рекреаторов. В англоязычных странах открыты более 50 академий досуга, которые координируют научную и практическую деятельность профессиональных работников и добровольцев-любителей, выполняющих многие виды культурно-досуговых услуг: от отрывания входных билетов до работы рекламными агентами, гидами, экскурсоводами, что позволяет учреждениям культуры экономить до 75% средств и использовать их на развитие. «Опора на интеллигенцию» - первая строка в Уставах большинства Домов культуры, музеев, библиотек.

Совместными усилиями государства и общественности созданы престижные Центры культуры: Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, Гетти в Лос-Анжелесе, Жоржа Помпиду в Париже, Сервантеса в Мадриде, Друнене в Амстердаме и др. Они имеют не только внутреннее, но и мировое социально-культурное значение, т.к. являются эталоном организации свободного времени всех социальных групп располагают широкомасштабным культурно-просветительным потенциалом.

Культурный центр Гетти открыт в 1997 году. В строительство вложено – 1 миллиард долларов, площадь – 44 га, расположен на красивейшем горном массиве Санта-Моника, возвышаясь над Лос-Анжелесом, хотя это - аристократическая часть города, и учреждение считается элитарным, а его сотрудники прилагают максимум усилий, чтобы оно было доступно для всех социальных групп. Девиз – «Гетти – центр всегда Ваш». Мотивы расширить круг своих посетителей могут быть разными, от меркантильных до возвышенных, но результаты убеждают:

- во многих провинциях открыты филиалы (Центры исполнительских видов искусств, народные филармонии, танц-холлы, семейные клубы, дискотеки, театральные любительские студии, кантри-клубы);

- проводятся бесплатные представления, выставки, встречи со знаменитостями;

- организуются фестивали, конкурсы, биеннале и др. формы демонстрации народного творчества.

Стратегия Центра основывается: на изучении зрительских интересов, разнообразии пробных, «пилотных» программ, которые носят образовательный, культурно-просветительный, пропагандистский характер; на маркетинговых кампаниях, способных заинтересовать, привлечь посетителя. Масса справочников, путеводителей, способствующих доступности, открытости, необходимой информации по потреблению культурных ценностей.

В структуру центра входят музеи, художественные галереи (пять двухэтажных павильонов), Центральный сад, беседки, фонтаны, трамвайная дорога до вершины горы, танцевальные залы, кафе, бары, гостиница. Центр тесно взаимодействует со школами, молодежными движениями, религиозными организациями.

Культурный Центр Сервантеса в Мадриде открыт в 1999 году как штаб по пропаганде испанской культуры в своей стране и за ее пределами. В разных уголках планеты действуют около 50 его филиалов (в т.ч. в Москве в 2001 году). Девиз Центра: «Культура неделима», и подтверждается это манифестацией искусства через активные формы работы с посетителями, иностранными туристами; вот одна из программ:

- Мемориальная выставка испанских живописцев – Веласкеса, Гойи, Пикассо (Пабло Пикассо – гордость нации создал 38000 произведений, прожив 91 год, в т.ч. 1185 картин, 7089 рисунков, 1128 скульптур, более 3200 изделий из керамики, 18000 гравюр, 7000 литографий, 11 гобеленов) и др.

- Экспозиция, посвященная выдающемуся композитору Мануэлю де Фалья (1876-1946). На ее основе проходят в течение года лекции – диалоги известных музыкантов, художников, композиторов, журналистов; выступления М. Кабалье, К. Каррераса, Х.Иглесиаса, Рафаэля, танцовщиков фламенко; камерных коллективов.

- Тематические выставки экспонаты эпохи «Дягилевских сезонов» в Европе, «Русская культура и ее деятели», «Дебюсси», «Равель» и т.п.

Открытие после 2-летнего ремонта Парижского Центра Ж. Помпиду было ознаменовано выставкой мирового изобразительного искусства под общим названием «Праздничный день». Отсюда - тональность экспозиций. Зрителям не только рассказывают и показывают, их веселят, вовлекают в игру, аттракцион, их «пугают», с ними шутят, вступают в диалог. Огромный социально-культурный комплекс включает: бесплатную библиотеку, лекторий, выставочные, концертные, кинозалы, национальный музей современного искусства, театральные подмостки, художественные студии для детей и взрослых. Французы подсчитали: человечество говорит на 5651 языке и диалекте, поэтому культура – действенный язык народной дипломатии.

Интеграция и взаимодействие национальных культур рождают такие формы, как: Международные Дни искусств (День Театра – 27 марта, День Танца – 25 апреля, День Музыки – 2 октября, День Кино – 27 августа); традиционные фестивали и конкурсы: Венский оперный, Авиньонский театральный, эстрадной песни «Евровидение» и «Сан-Ремо», кинофестивали – Каннский, Берлинский, Московский, Венецианский. Создан уникальный эстрадно-симфонический оркестр «Филармония наций», пропагандирующий лучшую музыку всех времен и народов (Бах, Бетховен, Гайдн, Лист, Дворжак, Шопен, Чайковский, Шостакович, Гершвин, Бернстайн, Вебер).

Знаком времени стали такие международные проекты, как «Десятилетие всемирной культуры» (1988-1998), «Десятилетие культур народов Крайнего Севера (2000-2010), 2000 год – Всемирный год Культуры», «Звезды мира – детям», «Молодежь планеты за культуру мира», «Всемирные молодежные компьютерные игры» и т.п. Культурная миграция породила особую породу туристов-фанатов, которые едут, чтобы увидеть своих кумиров в таких известных шоу, как вручение Национальных премий («Оскар», «Глобус», «Гремми» – США, «Буккер» – Британия), шоу «Стена» - Германия, «Золотой клоун» – Монте-Карло, карнавалы Латинской Америки, «Октоберфест» - Бавария, фестиваль Тюльпанов – Голландия, а также гастрольные турне звезд кино, театра, эстрады, цирка, чемпионаты по всем видам спорта и т.п. Возникло такое направление, как «культурный туризм».

Диапазон досуговых услуг стремительно расширяется, трансформируясь в такие понятия, как «развивающийся досуг», «интеллектуальный досуг», «образовательный досуг», «спортивный досуг», «туристический досуг», «электронный», «виртуальный» и даже «космический досуг»; «досуговая терапия», «гуманитарная культура», альтруистская волонтерская, благотворительная, социально-культурная деятельность.

Знаменитый Дворец Фестивалей в Каннах не только привлекает тысячи поклонников на свой престижный кинофестиваль; в его стенах проводится разнообразные социально-культурные программы, фестивали народного творчества и национальной культуры, как отечественной, так и зарубежной. Особое место в режиме его работы составляет популяризация культурного наследия России.

Парижский театр Мольера - это не только Храм театрального искусства, особенно привлекающий поклонников классического репертуара, но и культурно-просветительский Центр открытого типа, сочетающий в себе разнообразные формы клубной и массовой работы по пропаганде высокого искусства. Одна из традиционных программ каждого года – «Дом поэзии». Весь год посвящается выдающемуся поэту, какой бы национальности он ни был. Так, 1999 год посвящался 200-летию А.С.Пушкина и включал:

- встречи с переводчиками пушкинского творчества;

- спектакли о нем и по его произведениям;

- вечера романса;

- «Кинопушкиниана» - фестиваль киноэкранизаций всех студий мира;

- оперные постановки;

- поэтический вечер Аллы Демидовой;

- театр одного актера Сергея Юрского;

- «Пушкинская осень», серия литературно-музыкальных вечеров с участием исполнителей из России.

Христианский культурный центр «Источник» в Рабате (Марокко), несмотря на малочисленность христиан (30 000 по стране, 2500 в столице), имеет прекрасную репутацию во всем мире. В направления его работы входят:

- документально-исследовательское;

- историко-архивное;

- библиотечно-информационное (библиотека с фондом в 40000 экз.);

- бесплатные консультации по христианской культуре (научные, юридические, библиографические);

- богословские беседы, лекции, выставки;

- встречи с историками, экспертами по христианскому, арабскому и исламскому праву.

Главным принципом является открытость, плодотворный диалог культур на базе современных научно-гуманитарных знаний, а главным условием - умение услышать каждого в межконфессиональных разногласиях.

В настоящее время зарубежные научные публикации уделяют большое внимание проблемам развития и сохранения национальных культур (культурная идентичность, релевантность и т.д.). В них исследуются история вопроса, варианты решения проблемы в условиях глобализации. Ученые культурологи стран ЕС считают, что культурная идентичность не является чем-то застывшим, стабильным. Она выстраивается на основе двух тенденций в развитии современного социума. С одной стороны - это объединение народов и культур, с другой – сохранение, защита и поддержка самобытности каждой отдельной нации и культуры. Безусловно, что главная задача, стоящая перед европейскими странами заключается в гармонизации отношений между этими направлениями развития.

Суть культурной идентичности французский культуролог Ж. Фарши в книге «Конец культурной идентичности?» сводит к двум понятиям – «гармонии и открытости», которые должны способствовать взаимопроникновению и обогащению европейской культуры в целом. В своем труде Ж. Фарши затрагивает несколько таких тем, как защита авторского права, расширение занятости в индустрии культуры, сохранение самобытности культур ЕС, тенденции развития досуга западноевропейцев. Изучение динамики культуры западные ученые осуществляют с учетом глобализационных процессов, происходящих в современном мире в век информационных технологий.

С проблемой сохранения культурной идентичности связана и проблема развития современного досуга. В настоящий момент, становясь более доступным широким социальным слоям и группам населения, досуг ориентируется на современный «культурный рынок, где интересы потребителя определяют культурное предложение».Тенденция 70-х годов проводить свой досуг в домашних условиях у жителей западной Европы продолжает развиваться. Она обусловлена, прежде всего, сокращением рабочего и увеличением свободного времени. Необходимо учитывать и унификацию культурного потребления, когда в разных странах смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же музыкальные записи. При общем повышении жизненного уровня в семейном бюджете происходит процесс сокращения расходов на предметы первой необходимости (продукты питания, одежда, оплата жилья) за счет увеличения расходов на поддержание здоровья и культурно-досуговую деятельность. Так, из 170 млрд. франков, потраченных французами в 1994 году на проведение досуга, 75% расходов пришлось на приобретение новой техники, связанной с использованием цифровых технологий.

Самым популярным досуговым времяпровождением во всех западноевропейских странах остается просмотр телепередач. Использование цифровых технологий позволяет увеличить не только количество передающих каналов, но и обеспечить высокое качество изображения. По данным социологических исследований, проведенных ЕС в 1995 году среди западноевропейских стран, Германии стала лидером по числу демонстрировавшихся в течение года телевизионных художественных фильмов как немецкого, так и зарубежного производства. Второе место в рейтинге приоритетных досуговых занятий занимает прослушивание радиопередач как информационных, так и музыкальных (дома, в автомобиле, общественном транспорте и др.).

Использование цифровых технологий дает новые перспективы в сфере проведения досуга. Причем, проведение досуга в домашних условиях вызвана, прежде всего, экономическими причинами. Дорогостоящая аудио и видеоаппаратура, спутниковое и кабельное телевидение требует меньших финансовых затрат, чем проведение досуга вне дома. Характеризуя, динамику ЕС необходимо особо отметить возрастающее влияние американской культурной модели на европейские культуры. Такое воздействие США в сфере культуры вызвано гегемонией этой страны в геополитической, экономической и военной сферах, поэтому решение проблемы сохранения культурной идентичности возможно при объединении усилий политиков, культурологов, юристов, специалистов в области национальных отношений. «Символ культурного империализма» США в наибольшей степени ощущается в сфере кинопроизводства и кинопроката. Европейская киноиндустрия явно уступает американской по объемам выпускаемой кинопродукции, финансовому и техническому обеспечению.

В 1996 году на кинорынках Греции, Бельгии и Португалии доля национальной кинопродукции составила только 8%, на кинорынке Франции – 60%. Закономерно, что в греческих, бельгийских и португальских кинотеатрах идут фильмы американского производства.

Американские компакт-диски, компьютерные программы и игры практически используют все страны ЕС. В Великобритании и Франции в 1995 году было продано только 45% компакт-дисков отечественного производства. Социологи отмечают, что в последние годы в некоторых странах наблюдается рост продаж компакт-дисков отечественного производства благодаря введению специальных квот, защищающих отечественного товаропроизводителя.

Крупнейший французский мыслитель XIX в. граф Сен-Симон, уже тогда чувствовавший перспективу развития взаимоотношения европейских стран, предсказывал, что настанет день, когда все народы Европы ощутят потребность урегулирования имеющихся общих проблем; осознанно отдавая им приоритеты перед национальными интересами, наступит «золотой век» взаимопонимания между народами .

Надежды европейцев на единую Европу с общим рынком товаров и людских ресурсов, направленные на свободное перемещение культурных ценностей продолжают развиваться и в наши дни. 1 ноября 1993 года после подписания двенадцатью государствами Маастрихтского договора был создан Европейский Союз. Через два года в него вошли Австрия, Финляндия и Швеция. Проблемы ЕС носят многоуровневый характер и далеко не исчерпываются только вопросами экономики, хотя, безусловно, от ее успешного развития напрямую зависит состояние образования и культуры в каждой стране. В настоящий момент рассматриваются комплексные программы взаимодействия стран не только на политическом и экономическом, но и на культурном уровне. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры досуга и культурного туризма, причем понимание культурной политики каждой страны через призму «национального» сегодня в основном рассматривается как «неоправданное». В западной Европе фокус все более смещается в сторону регионов и даже городов, как ключевых единиц, имеющих наибольшее культурное значение.

Так, культурная программа ЕС на 2000 г. призвана была способствовать следующим целям:

- взаимное знакомство с культурой и историей европейских народов;

- транснациональное распространению культуры;

- охрана культурного наследия;

- учет экономической и общественной роли культуры;

- признание культуры в качестве фактора экономической и социальной интеграции;

- облегчение доступа к культмероприятия как можно большего числа граждан.

Особое внимание уделяется понятиям «культурной идентичности», «релевантности», а также проблемам сохранения региональных особенностей, развитие которых способствует активизации чувства уверенности и гордости, без которых невозможна самореализация.

Вопросы

1. Роль культуры и досуговой деятельности в современном обществе.

2. Характеристика основных центров культуры зарубежных стран.

3. Интеграционные процессы в культуре и социокультурной сфере.

4. Каковы основные тенденции развития национальных культур стран Европейского Союза.

5. Охарактеризуйте современные социокультурные процессы в странах Западной Европы.

6. Развитие инфраструктуры досуга и культурного туризма в современном социуме.

 

Литература

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.

2. Давыдов А.П. Проблема медиации в европейской культуре //Общественные науки и современность. №2, 2001. С. 101-115.

3. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.

4. Онуфриенко Г. Закулисье благотворительных концертов //Панорама культурной жизни зарубежных стран. №2, 2001. С. 7-9.

5. Панорама культурной жизни зарубежных стран. Информационный сборник М., 2000 - 2002.

6. Туганова О.Э. Современная культура США. М., 1983.

7. Яценко Е.П. Динамика культуры в странах ЕС. //Панорама культурной жизни зарубежных стран. №5, 2001. С. 3-13.






Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1443; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.11 сек.