Политическая психология
Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.
Психологические моменты характеризуют важнейшие стороны политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.
Однако политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.
Политическая психология может выражаться как в более устойчивых формах (здравый смысл, психологический склад нации, нравы), так и в более подвижных, динамичных (переживания, настроения).
Элементы политической психологии:
— чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;
— индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);
— физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.
Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
ЛИТЕРАТУРА
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Гозман Л.Я. Психология в политике — от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. 1992. № 1.
Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 92—97.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 160—165.
Дияигенский Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 14. С.361—362.
Иванов В. Политическая психология. М., 1990.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 12. С. 46—53;
Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 8.
Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 15.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 270—271.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 1997. Гл. 18.
Рыбаков О.Ю. Человек в политике. Саратов, 1995. С. 105—115.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л., 1992.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1407;