Консерватизм и неоконсерватизм
Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева и И. А. Ильина.
Основные идеи консерватизма:
— идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического — постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организации упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;
— отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;
— убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;
— отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
— приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому — опыт социальных революций.
Неоконсерватизм возник вXX в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются в теории — А. Хайек, в политике — Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.
ЛИТЕРАТУРА
Берк Э. Размышление о революции во Франции // Социс. 1993. № 4.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 14.
Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология: Исторический обзор //Полис. 1995. №4.
Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития // Полис. 1995. № 4.
Анархизм
Анархизм, представляет собой совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентации, оказывающих значительное влияние на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Родоначальниками анархизма были Макс Штирнер, Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, Жорж
Сорель.
Специфической чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном источнике зла (угнетения, войн, репрессий, всех форм социального паразитизма) в обществе, а его разрушение, устранение — главное условие радикального совершенствования социальных отношений.
Столь же негативно анархисты относятся к политическим средствам борьбы — партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти. Основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы — деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях. Большое значение придается тактике “прямого действия” — непосредственным, массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и “пропаганде смертью” — терроризму.
Практически любая анархическая теория и связанная с ней практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства.
Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, предопределяющих его неспособность как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе:
— картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;
— следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность анархистов изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;
— как правило, внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющая эти движения и делающая недостижимыми их политические цели.
Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие настроения и склонность к принятию анархических программ и действий: бюрократизм своим следствием имеет широко распространенные антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе.
ЛИТЕРАТУРА
Анархия и власть. М., 1992.
Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. М., 1975.
Мелькин B.A. Политология. Минск, 1996. С. 416—418.
Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М. Бакунина. М., .1990.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1591;