Развитие права и начало кодификации советского законодательства.
В годы гражданской войны и иностранной интервенции продолжался процесс развития советского права.
Законодательные акты именовались: Обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они назывались декретами.
В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял специальное постановление «О точном соблюдении законов». В нем говорилось, что за год революционной борьбы рабочий класс России выработал основы законов Российской Федерации, точное соблюдение которых необходимо для укрепления власти рабочих и крестьян.
Несмотря на тяжелую политическую и экономическую ситуацию в стране, уже осенью 1918 г. приступили к подготовке первых советских кодексов. В октябре 1918 г. был принят ВЦИК Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном и опекунском праве, в декабре 1918 г. – Кодекс законов о труде, в декабре 1919 г. – «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». В первом Кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий, т.е. законным признавал только гражданский брак. Отменялся принцип общности имущества супругов, воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке.
Кодекс законов о труде.
Кодекс состоял из введения и 9 разделов, содержал 137 статей. Согласно КЗОТ вводился принцип равной оплаты за равный труд, оплата труда в соответствии с характером работы и ее условиями. Сверхурочные работы допускались только в исключительных случаях, для женщин и подростков они вообще были запрещены. Законодательно закреплялся 8-часовой рабочий день (для подростков 6 часов), вводился месячный отпуск за год непрерывной работы, дородовый и послеродовый отпуск для женщин. Кодекс закреплял всеобщую трудовую повинность (для лиц от 16 до 50 лет) как одну из важнейших черт «военного коммунизма». Значительное внимание уделялось охране труда: предусматривалось создание инспекций труда, избираемых профсоюзами. КЗОТ заменял социальное страхование социальным обеспечением. (При социальном страховании фонд для выплаты пособий образовывался из взносов предприятий и учреждений, а также частных предпринимателей. В условиях «военного коммунизма», когда предприятия были лишены хозяйственной самостоятельности, система страхования была заменена социальным обеспечением из фондов государства).
«Руководящие начала по уголовному праву». (были изданы НКЮ 12 декабря 1919 г.)
«Руководящие начала по уголовному праву» были первой попыткой систематизации норм общей части уголовного права. В них четко прослеживался классовый подход. При определении наказания учитывали, к какому классу принадлежит лицо, совершившее преступление, ради чего совершено преступление и т.д.
Они состояли из введения, 8-ми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права.
Преступлением считалось действие или бездействие опасное для данной системы общественных отношений. Задача уголовного наказания – охрана общества от преступника и от возможных в будущем преступлений.
Перечень наказаний (примерный, трибуналы могли применять и другие меры наказания), данных в «Руководящих началах»:
1. внушение
2. общественное порицание
3. принудительное изучение курса политграмоты
4. объявление бойкота
5. исключение из коллектива
6. возмещение ущерба
7. отстранение от должности
8. конфискация имущества
9. лишение политических прав
10. объявление «врагом народа»
11. принудительные работы без л/св.
12. лишение свободы
13. объявление вне закона
14. расстрел (являлся исключительной мерой наказания. Народные суды его не применяли, только трибуналы).
В «Руководящих началах» был подчеркнут принцип гуманности наказания: «Наказание должно быть целесообразно и лишено признаков мучительства». Высшая мера наказания – расстрел – применялась только за наиболее тяжкие государственные преступления. Выносили эту меру наказания только революционные трибуналы (но не народные суды). «Руководящие указания» четко предписывали учитывать как смягчающие, так и отягощающие вину обстоятельства. При назначении наказания суд должен был учитывать социальную принадлежность преступника. Многие институты уголовного права в «Руководящих началах» были разработаны очень слабо. Например, формы вины, соучастие, крайняя необходимость, необходимая оборона.
Особенностью кодекса было то, что законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «социальное чутье пролетарского суда».
Особенностью советского права в целом, для данного периода была необходимость проведения чрезвычайной по мерам карательной политики, усиление роли чрезвычайных судебных органов, т.е. революционных трибуналов, которые имели широкие права в определении меры наказания.
Заключение.
Несмотря на войну и иностранную интервенцию, в рассматриваемый период продолжало развиваться право, было положено начало кодификации советского законодательства. Война потребовала напряжения всех сил, она диктовала необходимость введения ряда чрезвычайных органов (ЧК, ревкомы, военные трибуналы, Совет рабоче-крестьянской Обороны), ряду государственных органов были предоставлены чрезвычайные полномочия (Наркомат продовольствия, Наркомат путей сообщения). Несмотря на введение «красного террора» (сентябрь 1918 г.), жестоких методов подавления контрреволюции, в «Руководящих началах по уголовному праву» подчеркивался принцип гуманности наказания, т.е. наказание должно быть целесообразно и лишено мучительства.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1836;