Динамика и структура
Как было показано выше, динамические (или энергетические) проявления нарастают по мере развертывания базовой матричности от уровня «+0» к уровню «-0». Отсутствие внешней динамики, то, что мы воспринимаем как статику или иногда «пустоту»[108], на самом деле, представляет собой возрастание значения структуры, ее качество.
Вместе с тем, динамический элемент Универсума и человеческого существа всегда может быть представлен как структурный. Мы показали это на примере феномена времени, которое при переходе на более высокие уровни организации, расположенные ближе к базовой матрице антропосферы, теряет характеры самостоятельного физического процесса и оказывается всего лишь одним из аспектов структурно-ритмической природы Глобального взаимодействия. Другим хорошо известным примером сведения динамики к структуре является теория гравитации Эйнштейна.
Чисто методически сведение динамики к структуре всегда возможно потому, что, во-первых, при переходе на следующий уровень организации мы всегда можем обнаружить элемент, дополняющий любой отдельно взятый динамический элемент до некоторого суммарного постоянства; «действие» действительно всегда имеет «равное ему и противоположно направленное противодействие». В этом суть и содержание всех законов сохранения и принципа причинности.
Иными словами, обнаруживая в наблюдении некоторый динамический процесс или компонент, который всегда может быть выражен как некоторый вектор Zn, мы, при метаанализе всегда можем выявить и другой вектор (- Zn), такой, что Zn + (-Zn) = 0. Это «и другой вектор (- Zn), такой, что Zn + (-Zn) = 0. Это и приводит нас к мысли, что, в конечном счете, базовая матричная структура Универсума в векторном выражении имеет форму:
Во-вторых, сам метапереход на следующий уровень структурной организации, на котором феномены предыдущего уровня оказываются следствиями более общих феноменов, т. е.
A => (a1, a2, a3, … an),
означает неизбежную структуризацию коннотаций, присущих подчиненному уровню.
Преимущество структурного подхода очевидно на примере все тех же законов сохранения, которые позволяют переходить от слепой фиксации к констатации фактов («вещества стало больше», «вещества стало меньше» - если в качестве примера мы возьмем химию и закон сохранения количества вещества) к предсказанию возможных следствий и фактов, непосредственно не фиксируемых в первичном опыте (если «вещества стало меньше», значит, появилось какое-то новое вещество, которое можно обнаружить и выяснить его свойства). Нас же сейчас интересует другое.
Когда мы говорим о «периферичности» динамики, о возможности сведения динамики к структуре, это вовсе не означает, что динамики как таковой не существует, что она «нереальна». Наше утверждение следует понимать в плане сингулярной логики: если динамика это А, а «не-динамика» - А, то их объединение, которое мы и называем «структурой», есть объединение типа AT А, т. е. структура - это «ди-намика»-»и»-»не-динамика», где «и» - внутренний закон композиции соответствующего структурного уровня, а отрицание динамики ведет все к той же знакомой формуле:
А = А = А' => (АТА).
Это утверждение имеет очень важное значение для структурной психосоматики в плане предельной постановки проблемы: «Что такое сознание как таковое?». Читатель должен был заметить, что в настоящей книге мы нигде специально не рассматриваем конкретные психические (или физиологические) процессы. Это происходит потому, что для нас они сводимы к соответствующим структурным феноменам более высокого структурного уровня организации. Однако динамический непрерывный характер таких феноменов, как «сознание» или «жизнь», представляется интуитивно очевидным. Еще И. М. Сеченов писал: «Как основа научной психологии мысль о психической деятельности с точки зрения процесса, движения ... должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому как в современной жизни исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи. Принятая как проверочный критерий, она обязывает психологию вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе, движении».
Однако, говоря о структурных феноменах психосоматики, сознания и жизни, мы все время подразумеваем, что эти категории применительно к конкретным их носителям предполагают постоянную метаморфозу, изменение или, лучше сказать, становление. Таков, в частности, смысл концепций «личной истории» и «личной эволюции».
Здесь важны следующие обстоятельства:
- с точки зрения отражения-отреагирования как аспекта Глобального взаимодействия, любой конкретный уровень структурной организации представим в виде двух аспектов - динамики субъекта и «нединамики» объекта[109];
- с точки зрения предельного выражения субъективной процессуальности, при ее приближении к сингулярности «+0», мы можем выделить Абсолютную, «базовую» структурность сознания как первичного выражения базовой матричности - «не-динамику» - и приближающееся к ней индивидуальное сознание - «динамику».
Первое утверждение связано с устройством любого уровня относительно «высшего» по отношению к нему, а второе - со сквозным строением антропосферы, в котором базовая матричность представляет собой абсолютный аспект, а конкретное индивидуальное сознание -его относительное проявление. В этом смысле целью и идеалом «личной эволюции» и является приближение индивидуального проявления к универсальной первопричине: «типа индивида» - к «типу Адама».
20 Еще одно обстоятельство следует постоянно иметь в виду: когда мы говорим о том или ином уровне организации, о феноменах того или иного уровня (например, о логических уровнях сознания) это не значит, что существует или существенен только этот избранный уровень: в реальной структуре Универсума или человеческого существа всегда присутствуют все структурные уровни, переход с одного уровня на другой - это вовсе не переход из одного мира в другой, а обретение нового состояния - и только. Это, во-первых, означает, что динамическая периферия равно присутствует в организации и «реализованной личности» - «сянь» - и человека, чей центр осознания всегда пребывает на первом логическом уровне. «Личная эволюция», во-вторых, сводится к тому, что благодаря осознанию глубинных логических уровней они приходят в соответствие с базовой матричностью антропосферы, происходит приближение относительного аспекта сознания к абсолютному[110].
Таким образом, абсолютный аспект, состояние «сянь», «тип Адама», действительно не являются чем-то исключительным или недостижимым; в принципе, они доступны для каждого, хотя препоны на пути перехода центра осознания на глубинные логические уровни могут оказаться и очень существенными, труднопреодолимыми, а иногда и непреодолимыми. - ведь первый шаг к ним заключается в коррекции структурных дефектов, исправлении изъянов «личной истории» и даже врожденных генетических дефектов[111], а последующие шаги требуют большой личной работы, для которой чаще всего нет ни подлинного мотива, ни надлежащих условий.
Принцип иерархии
Фрактальность организации Универсума, в целом, и человеческого существа как его составного элемента позволяет нам сформулировать еще один важный принцип - принцип иерархии. Он вытекает из того очевидного факта, что любой структурный уровень организации может быть расчленен на подуровни, т. е.:
сингулярность «+О» сингулярность «n+0»
…….. ……….
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 382;