Способы тонального развития музыки
В музыке 1-тональные пр-ния встречаются редко. Т-сть, кот. начинаются и завершаются пр-ние, явл. главной по отношению к остальным. Она обладает особой устойчивостью, на нее ориентируют ключ. знаки. Остальные т-сти - побочные, они подчинены главной. У диезных тональностей звучание имеет несколько более просветленный колорит, нежели у бемольных. Цветной имели композиторы Р-К и Скрябин. Для Р-К цвет E-dur - ярко-зелёный, пасторальный, цвет весенних берёзок, Es-dur - тёмный, сумрачный, серо-синеватый, тон "городов" и "крепостей"; Л. Бетховен называл h-moll "чёрной тональностью. Бетховен для похоронных маршей в 3 симф. и 12 Сонате выбрал т-сти c-moll и as-moll, а Шопен –b-moll.
Модуляция (в шир. смысле) – смена одной тон-сти другой.
Ладовая модуляция – изм-ся только лад, Т ост. прежней (мин. фуги Баха). Однако более распростр. в музыке тональные (функциональные) мод-ии
Сущ. 3 способа тональных сдвигов: отклонение, модуляция и сопоставление. Модуляцией(в узк. смысле)наз. переход из одной т-сти в другую с кадансов. закреплением. Модуляции в т-сти 1 степени родства обычно произв. посредством общего аккорда (или же путем отклонения в его т-сть). Песня Вани, трио «Не томи, родимый» из «Ив. Сусанина»М.Глинки
При переходе в более далекие т-сти исп. 2 способа:
1) Постепенная модуляция соверш. через посредство общих (между крайними) т-стей, находящ. между собой в I степени родства.
2) Внезапная модуляция — это неожиданный сдвиг в другую (чаще всего — далекую) т-сть. Она может произв. 2 способами:
а) без энгармонизма, то есть за счет использ. различных диат. и хром. аккордов, а также маж.-мин. средств — путем переосмысления их функц. значения либо в начальной, либо в новой т-сти.
б) энгармонические модуляции, то есть путем частичной замены нотации входящих в него звуков (чаще через VII7, D7) – Бетх., 8 соната, вступл-е (перед разр.); 5 симф. 2 ч.
Отклонение - временный переход в нов. т-сть (несовершенная модуляция).
А.Варламов На заре ты ее не буди (в параллельный мажор)
Сопоставление – появл-е нов. т-сти без плавного перехода к ней. Оно дается на грани построений или более крупных разделов формы.
Посредством чередования тех или иных т-стей образ. тональные планы, имеющие очень важное значение для композиции целого в пр-ниях крупных форм - в сонатах и симфониях, операх.
Так, в экспозициях сонат и симфоний гл. и поб. темы, представляющие собой, как правило, контрастные образы, проходят в разных т-тях. Таким образом, к тематич. контрасту здесь добавляется еще и тональный контраст.
В крупномасштабных произведениях (симфония, оратория, опера и т. п. ) ряда композиторов встречаются также случаи использования тех или иных тональностей в качестве лейттональностей, тo есть когда к.-либо образ хар. не только одним и тем же тематич. материалом (например, опред. лейтмотивами или даже лейттемами), но и постоянно сопровождается одной и той же конкретной т-стью или группой т-стей, образ. опред. тональную сферу, присущую тому или иному образу, настроению и т.д.
Так, тональность h-moll связана в опере «Царская невеста» Р-К с образами Грязного и опричников, в конце оперу в трагич. сферу этой тон-сти вовлекается и ария Марфы. Это подчеркивает огромное выразительно-смысловое значение ладотонального колорита и его ведущую роль в драматургическом развитии.
История модуляции
В XVII – XVIII веке модуляции в тон-сти 1 ст. родства воспринимались достаточно ярко. Гайдн, Моцарт, Бетховен утвердили тон-сти 1 ст. родства как основную сферу модуляции. Особ. значение в музыке венских классиков получили т-сти D и S.
В XIX в. наряду с ними романтики стали исп. модуляции в отдаленные тон-сти в связи с вниманием к красочным выразительным средствам.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 513;